Энциклопедия Москвы - иванов сергей васильевич
Связанные словари
Иванов сергей васильевич
(1864, Руза Московской губернии — 1910, деревня Свистуха Московской губернии), живописец, график. В Москве с 1870. Учился в МУЖВЗ (1878—82, 1884—85) у И.М. Прянишникова и в петербургской Академии художеств (1882—84). Преподавал в МУЖВЗ (с 1900) и Московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1889). Член Товарищества передвижных художественных выставок с 1899, один из основателей Союза русских художников. В начале 1880-х гг. близко познакомился с И.Е. Репиным, дружил с М.В. Нестеровым, в 1887—89 посещал рисовальные вечера в доме В.Д. Поленова и Е.Д. Поленовой. Создавал жанровые полотна, литографии, офорты, журнальные и газетные рисунки (в том числе для «Московской иллюстрированной газетки», 1890), посвящённые трагической судьбе крестьян-переселенцев. Многообразие художественных и жизненных впечатлений органично переработано Ивановым и при иллюстрировании сочинений М.Ю. Лермонтова (1891), А.С. Пушкина (1898), Н.В. Гоголя («Тарас Бульба»; 1903—04). С 1895 Иванов начал работать над произведениями на исторические темы (в МУЖВЗ посещал лекции В.О. Ключевского и выступал его ассистентом на экзаменах); в большинстве из них он акцентировал внимание на бытовом, «повседневном» облике эпохи (в основном его интересовала московская жизнь XVI—XVII вв.), достиг большой непосредственности изображения, тонко и убедительно раскрывал особый национальный колорит изображаемых сцен, обыгрывая характерную выразительность отдельных типов и персонажей, сочетание ярких красочных одежд с мастерски переданной холодной тональностью типично русского зимнего пейзажа («Приезд иностранцев. XVII век», 1901; «Царь. XVI век», 1902; «Поход московитян. XVI век», 1903; «Семья», 1907, все — в Государственной Третьяковской галерее). Иванов принял участие в создании серии картин — наглядных пособий по русской истории (под редакцией историка С.А. Князькова, для издательства И.Н. Кнебеля), соединивших документальную точность, иллюстративность и художественную красочность исполнения («Стрельцы», другое название — «В Стрелецкой слободе», 1907, ГТГ; всего в 1907—10 он выполнил 18 картин на сюжеты допетровского периода истории России). Очевидец неоднократных студенческих выступлений и революционных событий 1905 в Москве, Иванов посвятил им ряд эмоционально-выразительных произведений («Университет закрыт», 1899; «Расстрел», 1905, оба — в Музее Революции).
В Москве жил в Хилковом переулке, на Плющихе, Остоженке, Арбате (д. 30, мемориальная доска) и др.
Литература: Грановский И.Н., С.В. Иванов. Жизнь и творчество, М., 1962; Суздалев П., С.В. Иванов. [Альбом], М., 1975.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992