Энциклопедия Москвы - кусково
Связанные словари
Кусково
1) местность на юго-востоке Москвы, между ветками Горьковского и Казанского направлений Московской железной дороги. Название — от бывшего села и усадьбы. Село Кусково после прокладки в 70-х гг. XIX в. линии железной дороги — дачная местность. В конце 70-х — начале 80-х гг. XIX в. здесь построен нефтяной завод Товарищества русско-американского нефтяного производства (ныне Кусковский химический завод; Заводской проезд, 2). В 1899 в Кускове жил И.И. Левитан. В 1938 Кусково вошло в состав г. Перово. С 1960 в черте Москвы. Название сохранилось в наименовании ряда улиц и железнодорожной станции.
2) лесопарк на юго-востоке Москвы, между Горьковским (Нижегородским) и Казанским направлениями Московской железной дороги. Площадь свыше 300 га. Находится в пределах Мещёрской низменности. На территории лесопарка несколько прудов, самый крупный — Большой дворцовый (площадь 14 га), с северной стороны которого сохранился регулярный парк усадьбы графов Шереметевых Кусково, а с южной — расположен лесной массив с системой прогулочных дорожек. Основу насаждений составляют березняки, довольно значительную площадь занимают старые разрежённые дубняки, а также липняки; имеются участки лесных культур из ели и лиственницы. Флора Кускова по сравнению с другими лесопарками небогата. Здесь растут несколько видов папоротников и осок, лютик кашубский, фиалка собачья, сныть, живучка ползучая и др. Животный мир представлен главным образом птицами (до 45 видов). Популярное место отдыха москвичей. Ближайшие станции Московской железной дороги — платформы Кусково (Горьковское направление) и Плющево (Казанское направление).
Б.Л. Самойлов, Г.В. Морозова.
3) усадьба, обширный дворцово-парковый ансамбль в подмосковном владении графов Шереметевых; с 1919 музей-усадьба, с 1938 часть музейного комплекса Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Деревянные постройки, возводившиеся в начале XVIII в. при фельдмаршале П.Б. Шереметеве, были заменены в 1750—80-х гг., в период формирования нынешнего ансамбля. Первое каменное сооружение — Спасская церковь (1737—39), в соответствии с принципами барокко была украшена статуями на крыше основного объёма (не сохранились) и в нишах восьмигранного барабана; стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1792, архитекторы А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин). В подражание петербургским ансамблям создавались экзотические уголки в национальных традициях. Центром «голландского» участка, с прудом, садом и подъёмным мостом (первоначальный, на железных цепях, не сохранился), стал двухэтажный Голландский домик, со ступенчатым фронтоном и характерной расстекловкой окон (1749—51, в интерьерах — облицовка орнаментальной голландской керамической плиткой). В другом конце парковой аллеи — «итальянский» уголок, с фонтаном и статуями в небольшом саду перед двухэтажным Итальянским домиком (1754—55, архитектор Ю.И. Кологривов, плафоны — П.Г. Красовский), в котором соединились элементы западноевропейского рококо и раннего классицизма (сохранились отделка парадного зала и деревянная резная лестница). Автором фасадных украшений архитектором Ф.С. Аргуновым в 1755 начаты Кухонный флигель (окончен в 1756; при переделке в 1780-х гг. в барочный облик привнесены черты классицизма) и летний Грот у крестовидного пруда (окончен в 1775, скульптурное убранство фасадов — М.И. Зимин, сложные интерьеры в стиле рококо — И.И. Фохт и др.), ставший уникальным сооружением из-за неповторимо разнообразной отделки морскими ракушками, перламутром, стеклом, натуральным камнем и необычной металлической декорации купола, имитировавшей струящийся фонтан. Садовый партер, украшенный мраморными статуями XVIII в. (московский скульптор Й. Юст и др.; часть статуй привезена из Италии), по главной оси ансамбля замкнуло протяжённое здание Оранжереи (1761 — 1762, архитекторы Д. Антонов и, предположительно, Ф.С. Аргунов), двухэтажное в центре (танцевальный зал), с застеклёнными галереями и боковыми ризалитами (зимний сад). Перспективу восьми парковых аллей завершает центрический Эрмитаж, выполненный в формах раннего классицизма (с элементами рокайльного декора) в 1764—67 К.И. Бланком; под его же руководством (по французскому проекту, вероятно, Ш. де Вайи) в 1769—75 сооружался главный дом на берегу Большого пруда — одноэтажный деревянный дворец с антресолями, портиками по обеим сторонам, анфиладной планировкой и парадным залом по главной оси. Интерьеры дворца (завершены в 1779, Юст, Я. Кинт и др.) замечательны по своему декоративному разнообразию и степени сохранности; в их убранстве (живописные плафоны, гобелены, резьба, наборный паркет и мебель, люстры и изразцовые печи) сочетаются изобретательные эффекты барокко и утончённые приёмы классицизма. В память о двух посещениях усадьбы Шереметевых императрицей Екатериной II перед дворцом установлены мраморный обелиск и по главной оси партера колонна со статуей Минервы. Изысканно-сложная геометрия газонов-партеров (узоры из травы, цветов и насыпных дорожек, объёмные формы из стриженой зелени, сплошные шпалерные стенки), дополненная экзотическими растениями, сделала садово-парковый ансамбль Кусково уникальным произведением искусства XVIII в. Его достопримечательностями были летний воздушный театр, полностью выполненный из зелени (не восстановлен) и павильон Менажерея (1755, восстановлен), предназначенный для певчих и декоративных птиц. Разбивка регулярного парка (30 га) осуществлялась одновременно с земляными работами по созданию Большого пруда (1751—55). От 17 других прудов отличается своей величиной. У «преизрядной» пристани стояли многочисленные гребные и парусные суда, в том числе 6-пушечная яхта. Берега преимущественно травянистые, дно песчаное. Питание за счёт грунтовых и поверхностных вод. Сохранился искусственный остров с живописными купами деревьев. В 1780-х гг. парковую зону значительно увеличил обширный пейзажный парк («Гай», к началу XX в. практически утрачен из-за дачной застройки). Со стороны Большого пруда канал и просека продолжили ось ансамбля, дальним завершением которой стала церковь в селе Вешняки.
Т.М. Котельникова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992