Энциклопедия Москвы - левитан исаак ильич
Связанные словари
Левитан исаак ильич
(1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве, — 1900, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1873—85) у А.К. Саврасова, с 1882 у В.Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член Товарищества передвижных художественных выставок с 1891; с 1897 академик Академии художеств. В бытность учеником МУЖВЗ Левитан близко сошёлся с К.А. Коровиным, М.В. Нестеровым, архитектором Ф.О. Шехтелем, Н.П. Чеховым, с его братом А.П. Чеховым, ставшим ближайшим другом художника на всю жизнь (в 1885 Левитан написал портрет Чехова, ныне в ГТГ). Сильно нуждаясь в деньгах (в 1876—79 Левитан был освобождён от платы за учение «ввиду крайней бедности» и отличных успехов), для заработка в 1881—82 делал рисунки жанрового и сказочно-фантастического содержания для иллюстрированного журнала «Москва» (где также сотрудничали братья Чеховы), в начале 80-х гг. иллюстрировал издание М. Фабрициуса «Кремль» (М., 1882). В 1885—86 совместно с Коровиным писал декорации спектаклей Частной русской оперы С.И. Мамонтова («Виндзорские кумушки», «Фауст», «Алая роза» по эскизам Поленова, «Русалка», «Снегурочка» по эскизам В.М. Васнецова, «Жизнь за царя» по собственным эскизам). В конце 80-х гг. посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Пейзажист по призванию, глубоко чувствующий и лирически-проникновенно раскрывающий неповторимую прелесть и спокойное величие русской природы, Левитан практически не писал городских пейзажей. За исключением ныне утраченного «Вида Симонова монастыря», упоминаемого Нестеровым, Москва присутствует только в произведении «Иллюминация Кремля» (1896, Днепропетровский художественный музей). Левитан, по воспоминаниям родственников, когда наступала весна, «совершенно преображался, ... волновался, его тянуло за город», хотя на это стремление порой накладывались вынужденные обстоятельства в связи с неоднократными распоряжениями правительства, запрещавшими евреям жить в Москве (1879, 1892). В конце 70-х гг., много работая в окрестностях Москвы, художник создал свой особый вариант «пейзажа настроения», в котором облик и состояние природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души («Осенний день. Сокольники», 1879, ГТГ). Работая в Останкине, запечатлел фрагменты усадебного дома и парка («Аллея», 1880, ГТГ; «Останкино», начало 80-х гг., ГРМ), но в основном увлекался поэзией камерных уголков леса или скромных «деревенских задворок». В последних работах Левитана возникает исполненный величия и драматизма образ вечного бытия природы («Над вечным покоем», 1894, ГТГ); своеобразным итогом художественных исканий Левитана стала незаконченная картина «Озеро. Русь» (1900, ГРМ). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1892—1900 жил Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, во дворе), — мемориальная доска. Именем Левитана в 1928 названа улица в посёлке Сокол.
Литература: Алпатов М., И.И. Левитан, М., 1945; И.И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; И.И. Левитан. Каталог выставки, М., 1960; Федоров-Давыдов А.А., И.И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1966; Петров В., И.И. Левитан, СПб., 1992.
Е.М. Ивановская.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992