Энциклопедия Москвы - московское произношение
Связанные словари
Московское произношение
способ произношения, свойственный жителям Москвы, признанный произносительной нормой русского литературного языка. Московское произношение складывалось веками. Первоначально его основа имела севернорусский характер (одна из характерных его черт — оканье). Однако в Москве среди населения, пришедшего с юга и востока, было распространено и акающее произношение, которое постепенно укрепилось и к XVIII в. стало господствующим. В XIX в. произносительные нормы русского литературного языка полностью определяются живой московской речью.
Для московского произношения второй половины XX в. характерны следующие черты: 1) буква «щ», сочетания «сч», «жж», «зж», «жд» произносятся как «ш» и «ж» мягкие и долгие: [щ'], [ж'], например, «щи», «счёт», «жужжать», «визжать», «дождя»; мягкие краткие [ш'], [ж'] возможны лишь в иноязычных словах («жюри») и в собственных именах («Жюль»); 2) произношение буквы «г» как [?] допускается лишь в нескольких церковных словах («господи», «бог»; но не допускается в других словах, например, «богадельня», «благополучный», «благоприятный»), а также при позиционно озвончённом «х», например, «их бы» [и? бы], и в отдельных словах, например, «бухгалтерия», «бухгалтер»; 3) произношение мягких «к», «г», «х» возможно только перед гласными «и», «е» («руки», «руке»); перед «а», «о», »у» мягкие «к», «г», «х» встречаются только в иноязычных словах («кюхля», «гяур», «маникюр», «ликёр»); 4) произношение «чн» возможно или как [шн], например, «скучно», «гречневый», «булочная», «молочный», или как [чн] — преимущественно в словах-терминах и в нейтральной лексике, например, «вечность», «беспечный», «личный» и др.; 5) сочетание «щн» произносится как [щн], а не [шн], например, «сущность», «беспомощный» и др.; 6) произношение твёрдых «т», «д» [т, д] перед [э] наблюдается в словах-варваризмах и в стилистически отмеченных словах («темпера», «коттедж», «терция», «терцет», «декольте» и др.), в собственных именах («Декарт», «Дега», «Тереса», «Доде») и в аббревиатурах типа ТЭЦ, ВТЭК и др.; произношение мягких «т», «д» [т', д'] — в освоенных словах («температура», «телефон», «тема», «демонстрация», «декадент», «демон» и др.); 7) в возвратных формах глагола наблюдается колебание в произношении между сценическим «с» твёрдым и разговорным «с» мягким [с']; 8) »ч» перед «т» в союзах «что», «чтобы» произносится как [ш]: [што], [штобы]; 9) в области вокализма основной чертой московского произношения является аканье, то есть резкоконтрастное выделение ударного слога (по долготе и интенсивности) и разная — двухстепенная — редукция гласных в безударных слогах, например, «голова» [гъл{?}ва].
Литература: Аванесов Р.И., Русское литературное произношение, 6 изд., М., 1984.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992