Энциклопедия Москвы - неоклассика
Связанные словари
Неоклассика
стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. С модерном его роднит широко понимаемая стилизация, с классицизмом — рационализм архитектурных решений, упорядоченность форм, обращение к ордерной системе декора. Московский неоклассицизм имеет различные проявления. Особняки проникнуты поэтическим духом московского ампира (особняк Шехтеля на Большой Садовой улице). Общественные сооружения более монументальны и представительны, в них использованы новейшие для своего времени планировочные и конструктивные решения: Киевский вокзал, архитекторы И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский; «Деловой двор» (на современной Славянской площади), архитектор И.С. Кузнецов; Аудиторный корпус Высших женских курсов на Малой Пироговской улице, архитектор С.У. Соловьёв. Некоторые сооружения органично сочетают элементы неоклассицизма и модерна, что особенно характерно для работ И.А. Иванова-Шица (здание Купеческого клуба на Малой Дмитровке). Другим образцом служила архитектура Ренессанса (торговый дом Товарищества «Треугольник» на Маросейке, архитектор М.С. Лялевич). Для этой ветви неоклассицизма характерны мощь, парадность и монументальность, что впоследствии, уже в 1930—40-х гг., стало одним из основных направлений развития отечественного зодчества (постройки В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Л.В. Руднева, И.В. Жолтовского, А.Г. Мордвинова и др.).
Е.Е. Андреева.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992