Энциклопедия Москвы - никон
Связанные словари
Никон
(в миру Никита Минин, Минов, Минич) (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался в Москву. После смерти в младенчестве троих детей его жена постриглась в московском Алексеевском монастыре, Никон ушёл в Соловецкий монастырь. В 1635 принял постриг в Анзерском скиту. В 1641 вместе с настоятелем скита ездил в Москву для сбора средств на церковное строительство и был представлен царю Михаилу Фёдоровичу. Позже, после нескольких лет подвижничества, избран игуменом Кожеозерского монастыря (1643). Летом 1646 прибыл в Москву для сбора милостыни, был тепло встречен царём Алексеем Михайловичем и его духовником Стефаном Вонифатьевичем. По настоянию царя и благословению патриарха Иосифа назначен архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. По поручению царя принимал челобитные, что принесло ему известность и авторитет в народе. Сблизился с «Кружком ревнителей древлего благочестия» (Вонифатьев, Иван Неронов, Аввакум и др.). Стараниями Никона 13 октября 1648 в Москву привезена из Константинополя копия с иконы Иверской Богоматери, находящейся в Иверском монастыре на Афоне. С 1649 митрополит Новгородский и Великолуцкий. В 1651 по совету Никона в Успенский собор были перенесены останки патриарха Гермогена из Чудова монастыря и Иова из Старицы. В 1652 убедил царя перенести мощи митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в московский Успенский собор. После смерти патриарха Иосифа Вонифатьев отказался от патриаршества в пользу Никона, который после долгих уговоров согласился стать патриархом, потребовав от царя и бояр почитать его «как архипастыря и отца верховнейшего», не вмешиваться в дела церкви, считать решения патриарха не подлежащими обсуждению. 25 июня 1652 назначен на всероссийское патриаршество. В 1654 по инициативе Никона созван Поместный собор, принявший решение об исправлении богослужебных книг по древнегреческим и древнеславянским рукописям. В распоряжение патриарха был передан московский Печатный двор, где в 1653—56 публиковались «Правленные» или вновь переведённые богослужебные книги. На созванных им церковных соборах 1656 было узаконено троеперстие как крестное знамение, обсуждались проблемы перехода в православие униатов и католиков. В период русско-польской войны 1654—67, во время военных походов Алексея Михайловича Никон фактически управлял государством. Усиление власти патриарха и распространение её на мирские дела вызвали недовольство со стороны бояр и иерархов церкви, видевших в Никоне «чернеца от мужиков». Во второй половине 50-х гг. XVII в. началось охлаждение дружеских отношений между царём и патриархом. Разрыв произошёл в июле 1658. Отслужив литургию в Успенском соборе 10 июля 1658, Никон оставил патриаршество и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. 16 января 1664 Никон попытался вернуться на патриаршество: явился в Успенский собор, стал на патриаршее место, благословил местоблюстителя патриаршего престола Иону, духовенство и прихожан. Царь же приказал ему возвратиться в Воскресенский монастырь. Церковный собор 1666—67, подтвердив проведённые Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Обряд низложения был совершён 12 декабря 1666 в Чудовом монастыре, 13 декабря Никон под конвоем был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. В 1681 царь Фёдор Алексеевич разрешил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге Никон скончался.
Литература: Лебедев Л., Патриарх Никон. Очерк жизни и деятельности, в книге: Богословские труды, т. 23—24, М., 1982—83.
А.А. Ольшевская, С.Н. Травников.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992