Энциклопедия Москвы - осмёркин александр александрович
Связанные словари
Осмёркин александр александрович
(1892, Елисаветград Херсонской губернии — 1953, Плесково, близ Москвы), живописец, сценограф. Из семьи землемера. Учился в Киевском художественном училище (1911—13); не закончив его, продолжил обучение в Москве в студии И.И. Машкова (до весны 1915). Традиции русского «сезаннизма» (чёткое построение формы в пространстве посредством цвета) определили всё дальнейшее творчество Осмёркина, включая его тяготение к жанрам пейзажа, натюрморта, портрета («Натюрморт с иконой», «Портрет отца», оба — 1912, РГАЛИ). В 1914 участвовал в выставке общества «Бубновый валет», с его же членами в 1924 вошёл в общество «Московские живописцы». В 1927 стал одним из учредителей Общества московских художников. С осени 1918 начал преподавание как ассистент П.П. Кончаловского в 1-х и 2-х Государственных свободных художественных мастерских (с 1920 Вхутемас, с 1927 Вхутеин). С конца 1932 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде (до 1947), с 1937 также в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (до 1948). С 1919 работал также в качестве сценографа («Фуэнте Овехуна» Лопе де Веги в Вольном театре, в 1936 — «Евгений Онегин» А.С. Пушкина в Камерном театре А.Я. Таирова). В 1920-х гг. активно выступил как мастер тематической картины («Коммунистическое пополнение девятнадцатого года», 1928—29, ГТГ). Продолжал интенсивно работать в пейзаже, выполнив с середины 1930-х гг. особенно много пейзажей Подмосковья и Крыма. С 1941 работал в мастерской плаката «Окна ТАСС», написал картину «Зенитчики Москвы. Москва. 1941» и пейзаж «Кремль. 1942» (оба произведения — 1942, ГТГ). Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Литература: Усольцева Л.И., А. Осмеркин, Л., 1978; Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников, М., 1981.
Т.М. Котельникова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992