Энциклопедия Москвы - памятники
Связанные словари
Памятники
В средневековой Москве значительные исторические события увековечивались строительством церквей, соборов, часовен, основанием монастырей. В 1524 в память взятия Смоленска (1514) великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь. В память о взятии Казани в 1555—61 на Красной площади был построен собор Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного), приделы которого были освящены во имя святых, на дни празднования памяти которых пришлись решающие сражения с казанцами. В память о победе над польскими интервентами в 1612 сооружён Казанский собор на Красной площади (1636). Эта традиция сохранялась до конца XIX в. (посвящённый победе в Отечественной войне 1812 храм Христа Спасителя; памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны» на площади Ильинские ворота) и была возобновлена в 1980—90-х гг. (церковь Георгия Победоносца в составе Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе, 1993—95). Начиная с эпохи Петра I, преобладающей формой памятников становятся светские монументы и сооружения, главным образом триумфальные ворота и арки. Первые деревянные триумфальные ворота появились в Москве в 1696 по случаю празднования взятия Азова, затем они сооружались по поводу побед под Полтавой (1709) и в Северной войне (1721), к коронациям Екатерины I (1724) и Елизаветы Петровны (1742); последние, называвшиеся «Красные ворота», сгорели в 1753 и были в 1755—57 воссозданы в камне архитектором Д.В. Ухтомским (снесены в 1927). В 1814 у Тверской заставы к торжественной встрече возвращавшихся после победы над армией Наполеона русских войск были построены деревянные Триумфальные ворота, на месте которых в 1827—34 возвели монументальную Триумфальную арку (архитектор О.И. Бове, скульпторы И.П. Витали, И.Т. Тимофеев; разобрана в 1936, воссоздана в 1968 на Кутузовском проспекте). Первым скульптурным памятником в Москве стал памятник К.М. Минину и Д.М. Пожарскому — наполненный гражданственным пафосом монумент, установленный в 1818 на Красной площади (скульптор И.П. Мартос). В XIX — начале XX вв. большинство московских памятников сооружалось на средства, собранные по всенародной подписке (Н.И. Пирогову, 1897; Ивану Фёдорову, 1909; генералу М.Д. Скобелеву, 1912, и др.); открытие памятников А.С. Пушкину (1880) и Н.В. Гоголю (1909) стало крупным событием в общественной и культурной жизни Москвы. Торжественным церемониалом сопровождалось открытие памятников императору Александру II в Кремле (1898) и императору Александру III у храма Христа Спасителя (1912). После 1917 сооружение памятников стало важным элементом государственной идеологии и политики. Сформулированный А.В. Луначарским и поддержанный В.И. Лениным план монументальной пропаганды предусматривал снос памятников «в честь царей и их слуг» и воздвижение памятников в память «революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов» (список из 69 имён был утверждён в июле 1918 декретом СНК). 1 мая 1918 при личном участии Ленина в Кремле был снесён крест-памятник великому князю Сергею Александровичу, через месяц — памятники Александру II и Александру III, генералу Скобелеву. Новые памятники воздвигались, как правило, из «временных» материалов (А.Н. Радищеву, скульптор Л.В. Шервуд, открыт 6 октября 1918; К. Марксу и Ф. Энгельсу, скульптор С.А. Мезенцев, открыт 7 ноября 1918) и быстро разрушились. Среди сохранившихся памятников, установленных в 1920-х гг. по плану монументальной пропаганды, — памятники К.А. Тимирязеву, Л.Н. Толстому, А.И. Герцену, Н.П. Огарёву. В 1925 на территории Московского локомотивного депо Октябрьской железной дороги был открыт первый в Москве памятник Ленину. До середины 1980-х гг. при установке новых памятников в узловых градостроительных точках Москвы, на её главных улицах, приоритет отдавался советским партийным и государственным деятелям, вождям мирового коммунистического движения: памятник В.В. Воровскому (1924) был поставлен в начале улицы Большая Лубянка, Ф.Э. Дзержинскому (1958) — в центре Лубянской площади, К. Марксу (1961) — на Театральной площади, Г. Димитрову (1972) — на «стрелке» улиц Большая Полянка и Большая Якиманка, Ф. Энгельсу (1976) — на «стрелке» улиц Остоженки и Пречистенки, Н.К. Крупской (1976) — в начале Сретенского бульвара, М.И. Калинину (1978) — на Воздвиженке, В.И. Ленину (1985) — в центре Калужской площади, и другие (в августе — октябре 1991 памятники Дзержинскому, Калинину, Я.М. Свердлову были демонтированы). Как правило, более камерный, связанный с окружающей городской средой характер имеют памятники деятелям науки и культуры — Ф.М. Достоевскому (1918) у Мариинской больницы, А.Н. Островскому (1929) у Малого театра, памятники П.И. Чайковскому (1954) у Консерватории, И.А. Крылову (1976) на Патриарших прудах, Н.Г. Чернышевскому (1986) близ площади Покровские ворота, и др. Особые группы среди московских памятников составляют монументальные обелиски (памятник-обелиск в Александровском саду, «Покорителям космоса» в составе Аллеи космонавтов, «Москва — город-герой»), памятники и памятные знаки, посвящённые событиям Великой Отечественной войны и увековечивающие память павших (могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, скульптурные композиции на Поклонной горе, памятник «Героям-школьникам» в Столовом переулке, и многие другие), конные монументы основателю Москвы князю Юрию Долгорукому (1954), военачальникам М.И. Кутузову (1973), Г.К. Жукову (1995). С 1980-х гг. возникла практика «обмена» памятниками между Москвой и другими столицами мира (в 1981 в парке Дружбы установлена копия мадридского памятника М. Сервантесу работы скульптора А. Сола, присланная в ответ на дар Мадриду памятника А.С. Пушкина работы О.К. Комова). В 1996—97 на искусственном острове перед «стрелкой» Москвы-реки и Водоотводного канала сооружён грандиозный памятник Петру I (скульптор З.К. Церетели), размещение которого в историческом центре вызвало неоднозначную реакцию москвичей.
М.А.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992