Энциклопедия Москвы - патриаршие певчие дьяки и поддьяки
Связанные словари
Патриаршие певчие дьяки и поддьяки
профессиональный мужской церковный хор XVI—XVIII вв. Был образован одновременно с учреждением патриаршества на Руси в 1589. Вероятно, в его первоначальный состав вошли певчие московского митрополита, хора государевых певчих дьяков и клирики кремлёвских и других московских соборов. Носили домашнюю одежду той же формы, что дьяконы (рясы и подрясники), а для богослужений облачались в стихари «золотые», «серебряные» или чёрные парчовые. При патриархе Филарете в 1626—27 число певчих доходило до 30, в конце XVII в. — до 50. Хор разделялся на «станицы», по 5 человек в каждой; в первую станицу зачислялись опытные певчие, получавшие наивысшее жалованье, далее расположение певцов в станицах и их оплата шли по нисходящей. Кроме того, имелись иподьяконы, занимавшие наиболее почётное положение. Весь хор получал содержание — частью деньгами, частью съестными припасами, а также подарки и деньги от царя и членов царской семьи (в тех случаях, когда они присутствовали на богослужениях с участием хора), от новопоставленных епископов, священников, дьяконов и т.д. Певчие до середины XVII в. жили в патриарших московских слободах, затем для их дворов были приобретены специальные участки в Китай-городе. До середины XVII в. пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 они были переведены в его ведомство и стали называться «синодальными». В начале XVIII в. значительная часть лучших певчих была вызвана в Петербург для пополнения хора государевых певчих — впоследствии Придворной певческой капеллы (в 1720 из 44 певчих в Петербург уехали 32). В 1726 патриарший хор был восстановлен приблизительно в прежнем составе. В царствование Анны Ивановны и последующую эпоху Синодальный хор оставался хранителем традиционного православного пения.
М.П. Рахманова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992