Энциклопедия Москвы - славянофилы
Связанные словари
Славянофилы
представители одного из направлений русской общественной мысли, обосновывавшие особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Идеализировали Древнюю Русь, противопоставляли «московский период» русской истории «петербургскому», начавшемуся с реформ Петра I. Были сторонниками отмены крепостного права при сохранении патриархально-общинных устоев.
Призывали к освобождению южных славян из-под турецкого ига (отсюда название — славяновилы, то есть славянолюбы), организовывали Славянские комитеты. Сыграли важную роль в собирании и сохранении памятников русской культуры и языка. К славянофилам принадлежали И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский; к ним были близки В.И. Даль, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, О.М. Бодянский, Ф.И. Буслаев и др. К славянофилам примыкал также кружок молодых писателей начала 1850-х гг. (А.Н. Островский, А.А. Григорьев и др.), группировавшийся вокруг журнала «Москвитянин».
Средоточием славянофилов была Москва, литературные салоны С.Т. Аксакова, А.П. Елагиной, К.К. Павловой, Д.Н. Свербеева и др., где велись их идейно-теоретические споры с западниками. Славянофилы издавали журналы «Русская беседа» (1856—60), «Сельское благоустройство» (1858—59), газеты «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—65), «Москва» (1867—68) и «Русь» (1880—86). Выпустили три «Московских литературных и учёных сборника».Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992
.