Энциклопедия Москвы - соловьёв владимир сергеевич
Связанные словари
Соловьёв владимир сергеевич
(1853, Москва — 1900, село Узкое, ныне в черте Москвы), философ, поэт, публицист. Отец Соловьёва — знаменитый историк, профессор Московского университета С.М. Соловьёв, мать, Поликсена Владимировна (урождённая Романова), — из старинного украинского рода, среди её предков был Григорий Сковорода. Владимир был четвёртым ребёнком в семье, родился в доме № 16 на углу Остоженки и Лопухинского переулка (перестроен), в котором семья жила в 1850—55. Отцу-историку и деду-священнику Соловьёв посвятил свой труд «Оправдание добра» (1897).
В 1864 Соловьёв поступил приходящим учеником в третий класс 1-й Московской городской гимназии у Пречистенских ворот (угол Волхонки и Большого Знаменского переулка, 16/2), вскоре стал учеником 5-й гимназии, которая выделилась из 1-й и находилась в том же здании. Гимназический курс закончил в 1869. Однокашниками Соловьёва были Н.И. Кареев, сын писателя А.Ф. Писемского Николай, в дом которого в Нащокинском переулке Соловьёв часто приходил, князь Д.Н. Цертелев (впоследствии близкий друг Соловьёва).
Окончив в 1869 гимназию с золотой медалью, Соловьёв поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но вскоре по собственному влечению перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета. В 1873 сдал кандидатские экзамены по историко-филологич. факультету. В сентябре 1873 Соловьёв поселился в Сергиевом Посаде и год провёл вольнослушателем в Московской духовной академии. В ноябре 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии против позитивистов». По ходатайству П.Д. Юркевича Соловьёв избран доцентом Московского университета по кафедре философии. Педагогическая деятельность Соловьёва началась 14 января 1875 на Высших женских курсах профессора В.И. Герье, где Соловьёв читал лекции по философии Платона. 27 января начал читать лекции в университете по «истории новейшей германской метафизики». По окончании первого семестра в июне 1875 Соловьёв уехал в Лондон, где работал в Британском музее; вернувшись через год, читал ещё один семестр лекции по логике, после чего уволился из университета и перебрался в Петербург.
Соловьёв, до конца жизни не имевший собственной семьи, не имел и собственного дома, проводя жизнь в постоянных странствиях и предпочитая подолгу гостить и работать в имениях своих друзей. В Москве он останавливался в доме Лихутина на Пречистенке (д. 39/22, на углу Зубовского бульвара), куда переехала мать Соловьёва вскоре после смерти отца; несколько месяцев, оставив дом Дворцовой конторы, семья жила в Никольском (ныне Плотников) переулке на Арбате — в доме, который наряду с Пустынькой он предпочитал «изо всех мест на земном шаре». Среди московских адресов, где бывал Соловьёв: дом Лопатиных в Гагаринском переулке, 15; дом А.А. Фета на Плющихе (не сохранился); флигель дома князя Голицына на Волхонке, 14 (не сохранился), где жили И.С. Аксаков и А.Ф. Аксакова; дом Л.Н. Толстого в Долго-Хамовническом переулке; дом графов Ф.Л. и Н.М. Соллогубов, «барский оазис среди купеческого Замоскворечья — против Николы что в Толмачах». В квартире А.Ф. Аксаковой в Сергиевом Посаде, с которой Соловьёв объединял интерес к явлениям потустороннего мира, он проводил Рождество и святки 1887—88.
В 1887 в Москве Соловьёв прочёл в пользу бедных студентов лекцию «Славянофильство и русская идея», в которой отстаивал идею вселенского христианства. После этого А.Ф. Аксакова вырезала из уже отпечатанного тома сочинений своего покойного мужа И.С. Аксакова предисловие Соловьёва Раздражённый неприятием его идей московской публикой Соловьёв пишет в одном из стихотворений:
«Город глупый, город грязный /
Смесь Каткова и кутьи /
Царство сплетни неотвязной /
Скуки, сна, галиматьи».
19 октября 1891 на заседании Московского психологического общества при Московском университете Соловьёв выступил с докладом «Об упадке средневекового миросозерцания». Его утверждение, что проводниками духа Христова в истории часто были нехристиане, вызвало скандальную реакцию со стороны консервативной и церковной печати. Соловьёв публиковал свои статьи в «Русском вестнике» М.Н. Каткова, журналах «Русь» И.С. Аксакова, «Вестнике Европы» М.М. Стасюлевича, но не связывал себя ни с одним из направлений. Как поэзию, так и философию Соловьёва пронизывает идея всеединства мира, которая реализуется через Богочеловечество и Софию-Премудрость как начало, посредствующее между Богом и миром. Учение Соловьёва о Софии во многом определило последующее развитие русской религиозной философии. Стихи Соловьёва и в ещё большей степени его личность оказали влияние на поэзию символизма. А.А. Блок, Андрей Белый, В.Я. Брюсов, Вяч.И. Иванов, С.М. Соловьёв-младший считали его своим учителем. Во Второй (драматической) «Симфонии» А. Белого Соловьёв предстаёт «пророком, храбро шагающим в серой крылатке по крышам Москвы».
В 1892 летом Соловьёв жил близ станции Сходня, в деревне Морщихино, совершая оттуда путешествия в село Знаменское, где жила его приятельница С.М. Мартынова. В конце 1890-х гг., после переезда матери в Петербург, Соловьёв останавливался в Москве в квартире сестры Надежды возле церкви Успения на Могильцах (угол Малого Успенского и Большого Власьевского переулков), в доме Скородумова (Малый Могильцевский переулок, д. 2, надстроен), в гостинице «Славянский базар» (Никольская улица, 17).
Последние 15 дней своей жизни смертельно больной Соловьёв провёл в подмосковном имении Трубецких в селе Узкое, где умер на руках своего друга С.Н. Трубецкого и родных (наряду с другими предметами обстановки дома Трубецких, где теперь находится санаторий РАН, сохранился диван, на котором умер Соловьёв). В 1990 во дворе Института философии РАН (улица Волхонка, 14) заложен памятник философу.
Литература: Соловьев С.М., Жизнь и творческая эволюция В. Соловьева, Брюссель, 1977; Лукьянов С.М., О Вл. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии, кн. 1—3, М., 1990.
А.П. Козырев.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992