Энциклопедия Москвы - станиславский константин сергеевич
Связанные словари
Станиславский константин сергеевич
(настоящая фамилия Алексеев) (1863, Москва — 1938, там же), актёр, режиссёр, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик Петербургской Академии наук (1917), народный артист СССР (1936). Родился в семье, принадлежавшей к высшему кругу русских промышленников; Алексеевы были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. В 1881 окончил Лазаревский институт. Стал одним из основателей Общества искусства и литературы (1888), где руководил драматическим кружком. Вместе с Вл.И. Немировичем-Данченко создал в 1898 Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский художественный академический театр). Ставя здесь пьесы А.П. Чехова и М. Горького, Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые средства сценической выразительности, добились единства всех элементов спектакля. В МХТ наиболее полно раскрылся разносторонний актёрский талант Станиславского. Среди ролей: Астров и Вершинин («Дядя Ваня» и «Три сестры» Чехова), Сатин («На дне» Горького), Штокман («Доктор Штокман» Г. Ибсена), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Арган («Мнимый больной» Мольера). С 1900-х гг. Станиславский начал работать над системой, которая обеспечивала бы возможность публичного творчества по законам искусства переживания во всякую минуту пребывания на сцене. Испытанием новых способов артистической работы стал спектакль «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1909). Дальнейшие свои испытания в области театральных теории и педагогики Станиславский перенёс в Первую студию (публичные показы спектаклей с 1913).
После 1917, когда искусство МХАТ было резко атаковано «слева», Станиславский сумел отстоять его принципиальные основы и принять решающее участие в обновлении труппы и репертуара. Не поставив своего имени ни на афишу «Дней Турбиных» М.А. Булгакова (1926), ни на афишу «Бронепоезда 14-69» Вс.В. Иванова (1927), Станиславский тем не менее своим художественным участием поддержал новое направление, открывавшееся этими спектаклями. Сочной комедийностью, богатством и смелостью фантазии отличались его спектакли «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927). Под руководством Станиславского поставлены «Мёртвые души» по Н.В. Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Станиславского в 1938—93 назывался Леонтьевский переулок (в районе Тверской улицы), в котором в д. 6 в 1920—38 он жил и где в 1948 открыт музей-квартира Станиславского (филиал Музея МХАТ; в этой квартире Станиславский готовил с артистами спектакли, вёл занятия с молодёжью Оперно-драматической студии). На Пушечной улице, 9, и в Леонтьевском переулке, 6, установлены мемориальные доски. Имя Станиславского присвоено в Москве Драматическому театру и Музыкальному театру (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).
Литература: Эфрос Н.Е., К.С. Станиславский, П., 1918; Горчаков Н.М., Режиссёрские уроки К.С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Виноградская И.Н., Жизнь и творчество К.С. Станиславского. Летопись, т. 1—4, М., 1971—76; Соловьева И.Н., Шитова В.В., К.С. Станиславский, 2 изд., М., 1986.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992