Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - таиров александр яковлевич

Таиров александр яковлевич

(настоящая фамилия Корнблит) (1885, Ровно — 1950, Москва), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сначала выступал как актёр; режиссёрскую деятельность начал в Первом Передвижном общедоступном драматическом театре П.П. Гайдебурова; постановки: «Гамлет» У. Шекспира (1907), «Дядя Ваня» А.П. Чехова (1908), «Эрос и Психея» Ю. Жулавского (1908). Работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. В 1913 принял приглашение К.А. Марджанова и поставил в московском «Свободном театре» пантомиму «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера—Э. Донаньи, а также «Жёлтую кофту» Г. Бенримо и Д. Хазлтона. В 1914 Таиров вместе со своей женой, главной актрисой театра А.Г. Коонен, а также группой молодых актёров создал Камерный театр. Уже ранние спектакли («Сакунтала» Калидасы, 1914; «Фамира Кифаред» И.Ф. Анненского, 1916; «Саломея» О. Уайльда, 1917) обнаружили масштаб его полемики с традиционным театром. Таиров стремился к обобщённому выражению эмоции, без её психологической конкретизации. «Федра» Ж. Расина в постановке Таирова (1922) стала одним из главных событий театрального искусства начала 1920-х гг.; режиссёр проникал в архаичный инцестуальный миф и воплощал страсть-стихию в её трагической противоречивости. Эта тема развивалась и в последующих постановках: «Гроза» А.Н. Островского (1924); «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929) — все Ю. О'Нила; «Машиналь» С. Тредуэлл (1933). Таиров утверждал идею «синтетического» мастерства, позволяющего актёрам разыгрывать как трагедию, так и оперетту, равно владеть приёмами музыкального и пантомимического искусства; важной для него была линия арлекинады, восходящей к традиции итальянской комедии масок: «Принцесса Брамбилла» Э.Т.А. Гофмана (1920), «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922, текст А.М. Арго и И.А. Адуева). В спектаклях «Человек, который был Четвергом» по Г. Честертону (1923), «Кукироль» П.Г. Антокольского, В.З. Масса, А.П. Глобы и В.Г. Зака (1925), «День и ночь» Лекока (1926) арлекинада трансформировалась в жанр политического ревю, который также был использован в постановке «Оперы нищих» («Трёхгрошовая опера») Б. Брехта (1930).

В 1930—40-х гг. Таирову становилось всё труднее вписываться в идеологический регламент. Свой режиссёрский темперамент он направил на осмысление классики: «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940), «Чайка» Чехова (1944), «Без вины виноватые» Островского (1944), «Старик» М. Горького (1946). В сентябре 1949 Таирова освободили от обязанностей художественного руководителя Камерного театра, а в августе 1950 театр был закрыт. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мемориальная доска Таирова и Коонен установлена в фойе Театра имени А.С. Пушкина (помещение бывшего Камерного театра).

Сочинения: Записки режиссёра, статьи, беседы, речи, письма, М., 1970.

В.В. Иванов.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое таиров александр яковлевич
Значение слова таиров александр яковлевич
Что означает таиров александр яковлевич
Толкование слова таиров александр яковлевич
Определение термина таиров александр яковлевич
tairov aleksandr yakovlevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):