Энциклопедия Москвы - танеев сергей иванович
Связанные словари
Танеев сергей иванович
(1856, Владимир — 1915, деревня Дюдьково, близ Звенигорода), композитор, пианист, теоретик музыки, педагог. Принадлежал к старинному, восходящему к концу XVI в. роду (с XVII в. Танеевы — столбовые дворяне). Отец, Иван Ильич (1796 — 1879), статский советник, магистр словесности, врач, любитель музыки. Брат В.И. Танеева. В середине 1860-х гг. семья поселилась в Москву, в районе Пречистенки. В 1866 Танеев определён вольнослушателем в Московской консерватории, одновременно в 1866—68 учился в 1-й классической гимназии; с 1869 действительный ученик консерватории, с 1871 — в классе фортепьяно Н.Г. Рубинштейна (был его любимым учеником). Курсы гармонии, инструментовки и свободного сочинения проходил у П.И. Чайковского, который поддерживал Танеева и общение с которым перешло в дружбу. В 1875 окончил консерваторию по двум специальностям — фортепьяно и композиции и впервые в истории этого учебного заведения был отмечен большой золотой медалью. Первые публичные выступления Танеева-пианиста состоялись 7 ноября 1874 на музыкальном вечере в доме князя Голицына на Волхонке и 17 января 1875 в концерте симфонического собрания Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). Профессиональную деятельность начал как концертирующий пианист в сезоне 1875/76, играл в Москве и других городах России, за рубежом. 21 ноября 1875 в симфоническом собрании ИРМО выступил в московской премьере 1-го концерта для фортепьяно с оркестром Чайковского; в дальнейшем исполнял главным образом сочинения Чайковского и собственные. В 1878 по инициативе Чайковского и Н.Г. Рубинштейна Танеев был приглашён в консерваторию в качестве преподавателя музыкально-теоретических предметов, в 1881 избран на должность профессора. Весной 1879 принял участие в первой постановке оперы Чайковского «Евгений Онегин» Оперной студией консерватории. В 1883—85 входил во временный Комитет профессоров по управлению консерваторией, в 1885—89 руководил оркестровым и хоровым классами; под руководством Танеева Оперной студией было поставлено несколько ораторий и опер, в том числе «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта. Высокие нравственные качества и профессионализм создали Танееву исключительный педагогический авторитет. Дом Танеева с его «вторниками» был открыт не только для друзей и коллег, но и для учеников — консерваторских и частных (с которыми он занимался бесплатно): С.В. Рахманинова, А.И. Зилоти, А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера, А.Д. Кастальского, А.Т. Гречанинова, С.Н. Василенко, Р.М. Глиэра, К.С. Сараджева, А.Н. Александрова. Обширный круг друзей и знакомых Танеева включал Л.Н. Толстого и его семью, дом которых он посещал в 1890-х гг., физика А.Г. Столетова, художника В.Е. Маковского.
Первое публичное исполнение сочинения Танеева (хор «Венеция ночью») состоялось 21 декабря 1878 в концерте Русского хорового общества. В июне 1880 по поводу открытия памятника А.С. Пушкину на Страстной площади была исполнена кантата Танеева «Памятник» (на текст одноименного стихотворения Пушкина) под управлением Рубинштейна. 11 марта 1884 в собрании ИРМО под управлением Танеева впервые прозвучал шедевр его раннего творчества — кантата «Иоанн Дамаскин» (на текст поэмы А.К. Толстого), посвящённая памяти Рубинштейна. В 1887 — 1894 Танеев работал над оперой «Орестея» (по Эсхилу), московская премьера которой состоялась уже после кончины автора (23 сентября 1917). 5 февраля 1891 в квартетном собрании ИРМО был исполнен превосходный (по отзыву Чайковского) 1-й квартет — одно из самых популярных при жизни Танеева его произведений. 9 февраля 1902 в симфоническом собрании Московского филармонического общества под управлением Зилоти прозвучала симфония Танеева до-минор. Осенью 1905 Танеев, в знак протеста против произвола дирекции консерватории, покинул её, несмотря на уговоры коллег и учащихся. При этом он продолжал оставаться одной из центральных фигур в музыкальной жизни города: был одним из учредителей и педагогов общедоступной Народной консерватории (1906), членом Музыкально-этнографической комиссии (с 1901) и общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908, с 1912 его почётный член), почётным членом Московского филармонического общества (1905) и Московского отделения ИРМО (1913), постоянным консультантом Московской симфонической капеллы, участником Кружка любителей русской музыки и «Музыкальных выставок», организованных М.А. Дейша-Сионицкой (здесь 20 января 1909 впервые прозвучали его романсы из цикла «Иммортели»). В 1900-х гг. был закончен и издан (1909) главный научный труд Танеева — «Подвижной контрапункт строгого письма» — один из основополагающих в мировой музыкальной науке XX в. Последнее публичное выступление Танеева состоялось 26 января 1915 в Малом зале Благородного собрания. Премьера последнего крупного сочинения Танеева — кантаты «По прочтении псалма» (на текст одноименного стихотворения А.С. Хомякова) — состоялась 1 апреля 1915 под управлением С.А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. 16 апреля 1915 Танеев простудился на похоронах Скрябина и вскоре скончался.
С момента приезда Танеев в Москве жил в Обуховом переулке, 7 (ныне Чистый переулок, 9; мемориальная доска); недолго — в переулке Сивцев Вражек, 28 (дом не сохранился); с середины 1890-х гг. — в Мёртвом переулке, 5а (ныне Пречистенский переулок; дом не сохранился); с апреля 1904 — в Малом Власьевском переулке, 2 (в 1960—94 — улица Танеевых; мемориальная доска). Похоронен на кладбище Донского монастыря, в 1937 перезахоронен на Новодевичьем кладбище. В 1956 имя Танеева присвоено Научной музыкальной библиотеке Московской консерватории, в фонды которой вошла его личная нотная библиотека. В 1932 основан московский Квартет имени Танеева. Опубликованы «Дневники» Танеева (кн. 1—3, М., 1981—85).
Литература: Памяти С.И. Танеева. Сборник статей и материалов, М.-Л., 1947; С.И. Танеев. Материалы и документы, М., 1952; Корабельникова Л., С.И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974; Бернандт Г.Б., С.И. Танеев, М., 1983; Савенко С.И., С.И. Танеев, М., 1985.
О.В. Фраёнова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992