Древний мир Энциклопедический словарь - актер
Актер
примерно в кон. 6 в. до н.э. к хору, участвующ. в муз.-поэтич. представл., Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третье-го — Софокл; он же создал и непреложный для антич. драматич. поэзии эстетич. закон, согл. к-рому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней не было) одноврем. участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назыв. протагонистом, второй — дейтерагонистом, третий — тритагонистом. Поэт сам выбирал А. для своих произв., или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплач. госуд. В эпоху эллинизма А. нередко объед. с др. артистами, напр., с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н.э. существ. труппы А., патрон к-рых, как правило вольноотпущ., приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получ. от госуд. В то время, как в Греции А. были свобод. гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущ. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в кач-ве А. в к.-н. представл., кроме любит. ателланы, означало для свобод. гражданина уронить свою честь.
Тем не менее отдельные выдающ. А. пользов. огром. популярностью и наживали значит. состояния. Гардероб антич. А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавш. в древ. комедии и сатировской драме. Женские роли исполн. мужчинами (женщины участв. только в мимич. представл.). Средствами художеств. выразительности А. были речь, пение и жесты.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.