Древний мир Энциклопедический словарь - армянская мифология
Армянская мифология
истоки А. м. уходят к миф. и верованиям племен, населявших Армян. нагорье, участвовавших в этногенезе армян. народа (урумейцы, мушки, вторгш. в 12 в. до н.э. в пределы ассир. провинции Шуприа, хуррито-урартские племена и др.). Мотив ожесточ. борьбы между урумейцами и Ассирией, а с 9 в. — между Урарту и Ассирией в модифициров. виде лег в основу мн. др.-армян. мифов. А. м. складывалась под значит. влиянием иран. культуры (мн. божества армян. пантеона — иран. происхожд.: Арамазд, Анахит, Вахаган и др.), семит. миф. представлений (Астхик, Баршамин, Нанэ). В эллинистич. эпоху (3 — 1 вв. до н.э.) др.-армян. божества отожд. с антич. богами: Арамазд — с Зевсом, Анахит — с Артемидой, Вахагн — с Гераклом, Астхик — с Афродитой, Нанэ — с Афиной, Михр — с Гефестом, Тир — с Аполлоном или Гермесом.
После официал. принятия в Армении христианства появл. новые миф. образы и сюжеты, древ. мифы и верования подвергаются трансформации. В А. м. библ. персонажи перенимают функции архаич. богов, духов, напр., Иоанн Креститель (армян. Карапет) — Вахагна, Тира, архангел Гавриил (Габриел Хрештак) — Вахагна, духа смерти Гроха. В позднем средневековье частич. воздействие оказали миф. представл. соседних мусульм. народов.
Основные сведения об А. м. сохран. в произв. др.-греч., визант. (Платон, Геродот, Ксенофонт, Страбон, Прокопий Кесарийский), ср.-век. армян. авторов (5 в. — Мовсес Хоренаци, Агатангехос (Агафангел), Езник Кохбаци, 7 в. — Себеос, Анания Ширакаци), а также в поздней нар. традиции.
Для древ. мифов, переданных в письмен. традиции, хар-рна историзация содержания. Архаич. боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государственности (Хайк, Арам, Ара Гехецик, Вахагн и др.). Миф. события были включены в конкретно-географич. среду. Злые космич. или хтонич. духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнич. вожди, цари или царицы вражеских госуд. (Аждахак, противник Хайка — Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Борьба между хаосом и космосом транс-формировалась в военно-политич. борьбу между армян. и «чужими» народами и госуд. — Ассирией, Мидией и др. Цент. сюжет в др.-армян. миф. — сопротивл. протоармян или армян инозем. порабощению.
При демифологизации и историзации архаич. мифов и складывания эпоса между различ. миф. персонажами возникает определен. генеалогич. связь: Арам, один из эпонимов армян, — потомок первопредка Хайка, Ара Гехецик — сын Арама, Анушаван Сосанвер — внук Ара Гехецика. Эпич. цари (Тигран, Арташес, Артавазд) счит. также потомками Хайка.
В древ. мифах прослежив. элементы тотемизма. По одному мифу, имя княжеск. рода Арцрунидов происходит от наи-мен. птицы — орла (арцив), к-рый раскрытыми крыльями заслонил от солнца и дождя спящего юношу — предка этого рода. В «Випасанке» царь маров (мидян) вишап Аждахак выступает их тотемом (согл. нар. этимологии, мар — «змея», «вишап»). Тотемич. представления проявл. в мифах о Ерванде и Ервазе, родивш. от связи женщины с быком; отец-бык выступает тотемом их рода.
В большинстве мифов животные, растения первонач. имели антропоморфный облик. Свящ. животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба, свящ. птицами — аист, ворона, журавль, ласточка, петух. В эпосе «Сасна Црер» («Давид Сасунский») вестник, посланник богов — ворона (аграв). Вещей птицей, глашатаем утрен. света выступает петух (акахах), воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. В христианизир. мифе он назначается игуменом монастыря св. Георгия, без его клича никакой караван, остановивш. в монастыре, не отправляется в путь.
Аист (арагил) фигурирует в мифах как вестник Ара Гехецика, как защитник полей. Согл. древ. миф. представлениям, два аиста олицетворяют солнце. По нек-рым мифам, аисты в своей стране — люди, земледельцы. Когда приходит время, они надевают перья и прилетают в Армению. Перед отлетом убивают одного из своих птенцов и приносят его в жертву богу.
Мн. мифы посвящены змеям, культ к-рых издревле был распростр. среди народа (особенно почитался уж — лорту, к-рого считали другом армян и даже называли «армянином»). Считалось, что свящ. змеи живут в пещерах в своих дворцах, у царей змей на голове — драгоц. камень или золотые рога. У каждого из царей — войско. Свящ. растения в А. м. — платан (соси), можжевельник, бегония (лоштак).
Горы в мифах обычно персонифиц. Согл. одному варианту горы некогда были людьми исполинских размеров. Будучи братьями, каждое утро, после пробуждения, они затягивали свои пояса, затем приветств. друг друга. Но, постарев, они не смогли больше рано вставать и здоровались, не затягивая ремней. Бог за нарушение старого обычая наказал братьев, превратив их самих в горы, их пояса — в зеленые долины, их слезы — в родники. В др. мифах Масис (Арарат) и Арагац были сестрами, Загрос и Тавр — рогатыми вишапами, борющ. между собой. В версиях, распростр. после принятия христианства, горы Арарат, Сипан, Артос и Арнос связываются со всемирным потопом.
В армян. мифах огонь и вода также персонифиц., выступают как сестра и брат. Сестра — огонь поссорилась с братом — водой, поэтому между ними — вечная вражда; вода гасит огонь. По одному варианту, огонь был создан сатаной, ударившим железом по кремню. Этим огнем и стали пользоваться люди. Тогда разгнев. бог создал молнию (огонь божий), к-рой он карает людей за пользование сатанинским огнем. С огнем связаны культовые церемонии во время свадеб и крестин. В феврале, в праздник терындез, разжигали ритуал. костры.
В А. м. значит. место занимают астральные сюжеты. В древности офиц. религия армян включала культ солнца и луны; их статуи находились в храме в Армавире. Секты солнцепоклонников сохранялись в Армении еще и в 12 в. Со звездами был тесно связан культ предков. Так, Хайк — астральный лучник, отожд. с созвездием Орион. Согл. нар. поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, к-рая меркнет, когда ему угрожает опасность. Существуют мифы о Млечном пути (согл. одному из них, у убитой женщины-оборотня из груди разбрыз. на небосклоне мо-локо), о созвездии Большой Медведицы (семь кумушек, превращ. разгнев. богом в семь звезд).
Из явлений природы выделяется грозовая буря. Гроза с багряными тучами уподобляется рожд. в муках, гром — крику женщины при родах, происходящих между небом и землей. Персониф. грозовой бури и смерча — вишапы, против к-рых воюет бог грозы и молнии Вахагн. По др. мифам, распростр. после принятия армянами христианства, персониф. грома и молнии — пророк Илия (Егиа). Отражение в мифах нашли зарница (блеск брюха большой рыбы на земле, когда она переворачив. на спину), роса (слезы лу-ны или пророка Илии). Ветер или буран связываются со св. Саркисом. Ночную тьму олицетворяют гишерамайрер. Противопоставлением злой ночной тьме явл. «добрый свет» дня, особенно утренняя заря, уничтож. ночных злых духов. Персониф. утреннюю зарю в нар. поверьях «непорочная дева», или «розовая дева» (после распростр. христианства — богоматерь).
Небо представляет собой город с медными воротами и каменными стенами. У бездон. моря, разделяющ. небо и землю, находится рай. У райских ворот течет огненная река, через которую переброшен мост волосинка (мазэ камурч). Под землей находится ад. Измучен. в аду души грешников покидают ад, поднимаются по мосту, но он рвется под тяжестью их грехов и души падают в огнен. реку. Согл. др. мифу, мост протянут над адом; когда наступит конец света и воскреснут все усопшие, каждый из них должен будет пройти по этому мосту; грешники упадут с него в ад, а праведники перейдут в рай. Земля, согл. одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение.
По др. версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От ее движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир. В эпосе нашли отражение мифы о героях — богоборцах, нек-рые из них в наказание заковыв. в цепи (Артавазд, Мгер Младший и др.). Терпит пораж. и эпич. герой Аслан ага, вступивший в борьу с Габриелом Хрештаком.
В А. м. получили развитие этногонич. мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), миф. мотив о борьбе хаоса с космосом. В эсхатологич. мифах прослеживается влияние митраизма и хрис-тианства. В «Сасна Црер» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из к-рой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту — когда Христос придет на последний суд). По др. мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света.
Формирование пантеона богов, по всей вероятн., произошло в процессе энтогенеза армян, когда создавались первые протоармян. племенные союзы. Возможно, что два миф. предка армян Хайк и Арам были этнич. божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе энтогенеза армян решающую роль. К ранне-армян. пантеону богов относятся также Ара Гехецик, Шамирам и др. С созданием первых армян. гос. образований на основе культов древ. божеств и под влиянием иран. и семит. представлений формируется новый пантеон богов, возгл. отцом всех богов Арамаздом. В пантеон вошли: Анахит, Вахагн, Астхик, Нанэ, Михр, Тир, Аманор и Ванатур, Баршамин. В культовых центрах Др. Армении этим богам были посвящены особые храмы.
В А. м. значит. место занимают мифы и верования о демонах и злых духах. В архаич. мифах и в эпосе «Випасанк» выступают демоны: вишапы, дэвы и каджи. В заговорах, заклинаниях, нар. поверьях упомин. чарки и др. злые духи.
Образы и сюжеты А. м. нашли отражение в иск-ве и лит-ре. До нас дошли древнейшие огромные каменные изваяния, имеющие форму рыб, назв. в народе «вишапы». Они находились у родников, искусств. водоемов. Начиная с эпохи бронзы встречаются многочисл. изображ., статуи, барелье-фы миф. оленя, связанного с культом богини-матери, позднее — с христ. богоматерью.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.