Древний мир Энциклопедический словарь - элегия
Элегия
скорбная песнь. Э., видимо возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первонач.7 Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее — произносили. Их метрич. форма — дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее древ. греч. Э.(7 — 6/5 вв. до н.э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и гос. порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н.э. Э. использовались реже (Симонид, Э.-посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Худож. образцом считалась «Лида» Антимаха (объед. различ. мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них хар-рны поиски нового в языке и содержании; темой явл. легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ. жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к худож. совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Хар-рной особенностью рим. Э. явл. субъективные любовные переживания как цент. мотив; нередки сентиментал. изображ. печалей и радостей любви, возлюбл. часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках.
После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появл. также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой лит-ры. Последними произв. античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением.
Позже под Э. стали понимать грустные стихи. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.