Древний мир Энциклопедический словарь - иудаизм
Иудаизм
одна из древнейших религий, распростр. гл. обр. среди евреев. Первые сведения о религии древ. евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. до н.э.). В древнейшем И. имелись анимистич. и тотемистич. представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т.е. дозволенные, и трефные, недозвол.). Широкое распростр. имел обряд обрезания, известный в религиях мн. народов. Эти древ. установления сохранились и в совр. И. С завоев. евр. племенами Палестины в 13 в. до н.э. и переходом их к земледелию в И. возникло почитание богов — покровителей с. х-ва, многочисл. местных ваалов — (господ). По представл. древ. евреев, излюбл. местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники; святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек — раб божий и во всем зависит от божеств. В 11 — 10 вв. до н.э., с образованием в Палестине др.-евр. рабовлад. госуд. и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного гл. бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. до н.э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. В 622 до н.э. иуд. царь Иосия провел религ. реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н.э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. часть населения попала плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизир. привезенные из Иерусалима «свящ. письмена» (правовые и ист. соч., обрядово-религ. кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоев. Вавилонии перс. царем Киром II (в 538 до н.э.) евр. населению было разрешено вернуться в Палестину; был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. догматы И.: вера в бога Яхве (Иегову), «творца мира», предопреде-ляющ. судьбу «своего народа» — израиля; вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в «землю обетованную». И. связал верующих 613 заповедями, излож. в Торе. Многочисл. предписания должны были держать в экономич. и духовном рабстве нар. массы.
В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. до н.э. — 1 в. н.э. образовалась партия «эллинистов» (саддукеи), состоявшая из землевладельч. и духовной аристократии. Связанная с макед. династией, она выступала за компромис между Торой и греч. философией. За «чистоту» И. выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым соц. условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н.э. в Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ. толкований. К этому периоду относится начало письм. оформления Талмуда (завершен. к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иуд. общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н.э. стали центрами отправления культа И.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.