Древний мир Энциклопедический словарь - картины
Картины
1. К. представляли собой дерев. доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и др. пластины с нанес. на них фигурными или орнаментал. изображ. Древнейш. свидетельствами явл. глиняные метопы из Терма (7 в. до н.э.); этрусской сферы — бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н.э.). Эллинистич. К. на мраморе, напр., в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом кол-ве сохран. рим.-кампанские настенные К., к-рые, как правило, составляли одну из декоратив. составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранивш. в большинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты представляли собой пластич. слепки из воска или к.-л. др. материала с лица умерше-го члена семьи.
2. К. как изображ. использовались для декоратив. оформления др. предметов. Фигурные композиции появ. на сосудах, пряжках и т.д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н.э.). В дальнейшем с точки зрения истории иск-ва (иконографич. и стилистич.) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т.н. рельефные К. (напр., икарийский рельеф,), а также многочисл. вазопись.
Соотнош. между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционал. единства до чисто декоратив. оформления.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.