Древний мир Энциклопедический словарь - китай
Китай
древний — госуд., располож. в Цент. и Вост. Азии. К концу 14 в. до н.э. в Др. К. сложилось раннерабовлад. общество и сформировалось госуд., известное под наз. Инь. Иньцы к этому времени заселяли долину ср. теч. р. Хуанхэ. Их столица находилась близ совр. Аньяна, на месте пос. Сяотунь. В этот период широкое распростр. получили изделия из бронзы, хотя в хоз. жизни еще сохраняли значение кам. и костяные орудия. Существовали найден. при раскопках останки мастерских. В земледелии, в к-ром применялось удобрение, проводились прополка и окучивание; кроме зерновых культур, выращивались садово-огородные культуры, тутовые деревья, разводились шелкович. черви. Получило развитие виноделие.
Во главе госуд. Инь, стоял ван — наследств. монарх. Общество состояло из рабов, в осн. военнопленных, и общинников-земледельцев, носивших назв. чжун, чжунжэнь (толпа, масса людей). Последние фактич. находились на положении гос.-зависимых. Сфера применения рабов была ограничена: в осн. их использовали в скотоводстве, на охоте, частично, возможно, в земледелии и в войсках. В раннерабовлад. обществе периода Инь сохранялись мн. пережитки первобытнообщ. отношений.
Госуд. Инь вело длит. завоеват. войны с соседними племе-нами; на З. — с цян, лун и др., на С. и С.-З. — с туфан, куфан и гуйфан, на Ю.-В. — с жэньфан и др. К концу эпохи Инь, за счет вытеснения этих племен, была расширена терр. госуд. Инь. К 11 в. она охватывала совр. пров. Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй, Шаньдун и достигала долины р. Хуайхэ.
В связи с потребностями земледелия в иньскую эпоху появились зачатки календаря (лунного), сохран. записи о солнеч. и лунных затмениях. Тогда же возникла и письменность — прообраз совр. иероглифич. кит. письменности. Развивалась и духовная культура, в частности, иск-во, к-рое представлено остатками архит. сооружений, кам. скульптурой, резными изделиями из кости, камня, нефрита, бронз. сосудами различ. форм и искусной отделки. Религ. представления иньцев о жизни, природе и мироздании были связаны со старыми родовыми анимистич. верованиями, но наряду с этим большую роль играл культ предков, в первую очередь гос. культ вана.
Рабовлад. строй получил дальнейшее развитие в период Чжоу (11 — 3 вв. до н.э.) (делится на Зап. Чжоу (11 — 8 вв.) и Вост. Чжоу (8 — 3 вв.). В период Инь племя чжоу, возможно, родственное иньцам, занимало долину р. Вэйхэ, на терр. совр. пров. Шэньси.
Чжоусцы одно время зависели от иньцев, затем, усилившись, вступили с ними в борьбу. В битве при Муе (1027, по др. системе счета 1050 до н.э.) иньские войска были разгромлены, царство Инь завоевано чжоусцами. Под властью чжоуских ванов была объед. терр. совр. Сев.К. вплоть до Шаньдуна. Обширная терр., завоев. племенем чжоу, была роздана первыми чжоус-кими ванами в управл. своим родичам, и на этой терр. было создано 71 царство, к-рое подчинялось в той или иной степени чжоускому вану. Чжоуская знать получала со значит. участками земли большое кол-во рабов или зависимых земледельцев. С 9 — 8 вв. до н.э. источ. пополнения рабов расширились за счет долгового рабства и покупки рабов. Труд рабов стали больше применять в земледелии и ремесле. Однако осн. непосредств. производителями в с. х-ве оставались земледельцы-общинники (нунфу).
Как и в период Инь, в чжоуском госуд. верхов. собственником земли был ван, существовали гос. собственность и общинное землепользование. Однако по мере ослабления цент. власти чжоуского госуд. верховная собственность единого монарха ослаблялась, такой же процесс происходил и в царствах. Процесс этот сопровождался обострением политич. борьбы. В 842 до н.э. вспыхнуло первое, отмечаемое кит. источ., значит. вос-стание против тирании чжоуского вана, поднятое жителями столицы Хао (близ совр. Сианя пров. Шэньси), к-рое привело к сверж. правителя Ли-вана. В 711 другой монарх — Ю-ван — был убит восставш. правителями зависимых от него владений.
Его сын Пин-ван, под угрозой нашествия кочевников, перенес в 770 столицу на В. в Лои (Лоян, совр. пров. Хэнань). С этого времени начался 2-й период в истории госуд. Чжоу, т.н. Вост. Чжоу 770 — 256/249), когда чжоу-ские ваны потеряли терр. на З. страны, а в дальнейшем их владения сократились и на В. в связи с вынужд. дарениями земель знати, а иногда и просто захватами терр. правителями отдельных царств. В 7 — 6 вв. до н.э. чжоуская монархия (номинально существовала до 3 в. до н.э.) фактич. утратила власть над некогда подчинявш. ей царствами. С этого времени, по существу, К. не был единым, выдвинулись пять крупных царств (Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Сун), в подчинении у к-рых находилось множество мелких владений. Борьба между царствами велась с переменным успехом и сопровождалась перегруппировкой сил, выдвижением новых гос. образований (У, Юз).
В 6 — 5 вв. до н.э. широкое распростр. получило железо. Использование жел. орудий привело к расширению земледельч. произ-ва. Создавались оросительные каналы, большую известность приобрели водосливная плотина Дуцзянъянь (пров. Сычуань), канал Чжэнгоцюй (пров. Шэньси) и др. Появилась специализация ремесел по различ. обл. Развивалась торговля, строились города.
Начиная с 6 в. до н.э. происходил процесс ослабления гос. собственности. Процесс сопровождался разрушением или изменением форм общинного землевладения, передачей пахотных общинных земель в наследств. владение земледельцев, а в дальнейшем превращением этих земель в част-ную собственность общинников. На этой почве возникла необходимость проведения в различ. царствах зем. и налоговых реформ, осуществл. в 6 — 4 вв. до н.э. Вместо общинной обработки в пользу аристократии и правителей царств т.н. обществ. полей (гун тянь) был введен налог с земли, обрабатывавш. земледельцами, а примерно с 3 в. до н.э. — в долях урожая. В стране возникла частная зем. собственность, получила распростр. практика свободной купли-продажи земли. Процесс разложения или трансформации общинного землевладения и изменения форм эксплуатации позднее всего охватил царство Цинь, но был здесь проведен в наиболее радикал. формах, нашедших выражение в реформах Шан Яна (359 — 348) до н.э.
Если на гос. и общинных землях, оставш. в пользовании крестьян, рента-налог была осн. формой эксплуатации, то на землях крупных частных собственников осн. непосредств. производителем стал арендатор, плативший натуральную ренту собственнику земли. Арендные отношения получили большое развитие в период Чжаньго («Воющие (или борющ.) царства») (5 — 3 вв. до н.э.) и в особенности в последующее время — Цинь-Хань (3 в. до н.э. — 3 в. н.э.). Сформировалось условное землевладение служилой знати, получившее в источ. назв. кормовых земель, или терр., переданной на кормление (ши тянь, или ши и).
В 6 — 3 вв. до н.э. сформировались осн. философские школы К.: конфуцианство (его осн. представители — Конфуций, 551 — 479; Мэн-цзы, 4 — 3 вв., Сюнь-цзы, 3 в. до н.э.), даосизм (Лао-цзы, 6 — 5 вв. до н.э.; Чжуан-цзы, 4 — 3 вв. до н.э.), моизм (Мо-цзы, 5 — 4 вв. до н.э.), школа законников (фацзя) (Шан Ян, Хань Фэй-цзы, 4 — 3 вв. до н.э.). Между этими школами, в особенности между конфуцианством и фацзя, велась острая борьба.
Конфуцианство стояло за сохранение существовавших порядков, за укрепление власти наследств. знати на основе конфуцианских этич. норм (преданности низших высшим и др.). Школа законников призывала к объед. страны под властью единого правите-ля — деспота, к управл. страной на основе твердых и жестких законов, к расширению прав и влияния имуществ. знати. В этот же период составлены гл. канонич. книги, излагающие основы философских представлений, верований и морали древ. китайцев. К этим книгам относятся «И цзин» («Книга перемен»), «Шу цзин» («Книга преда-ний»), «Дао де цзин», конфуцианские трактаты «Лунь юй», «Дасюэ», «Чжунъюн», «Мэнцзы», а также «Ши цзин» («Книга песен», или «Книга стихов»), явл. одновременно ранним памятником древ. кит. лит-ры, в к-рой собраны песни и гимны различ. царств Др. К. Наиболее раннее в К. индивидуал. творчество, отражающее соц. борьбу, представлено стихами поэта-патриота и гос. деятеля Цюй Юаня (340 — 278 до н.э.). Эта борьба отражена также в первых ист. соч., появивш. во 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. («Чуньцю», «Цзо чжуань», «Го юй», «Чжаньго цэ»).
Войны между госуд., существовавш. на терр. К. в период Чжаньго, закончились победой царства Цинь и созданием централизов. империи Цинь (221 — 207 до н.э.). Ее первый имп. Цинь Шихуанди провел ряд реформ: ввел единое законодательство, унификацию ден. единиц, единиц измерения, письменности; четкую имуществ. и соц. градацию населения. В результате войн у кочевых племен гуннов (сюнну) К. был отвоеван большой р-н к С. от излучины Хуанхэ. В целях охраны границ от набегов кочевников было завершено стр-во Великой кит. стены. На Ю. войска Цинь Ши-хуанди вторглись на терр. вьетских племен и госуд. Намвьет, присоединив к Циньской империи часть совр. пров. Гуанси, Гуандун и Индокит. п-ова. Цинь Ши-хуанди назначил на высокие посты представителей школы законников, в то же время казнил конфуцианцев, выступавших против его политики, а конфуцианские соч. преда-вал сожжению. Жестокий гнет, рост налогов, трудовых и воин. повинностей привели к восстанию нар. масс и борьбе внутри господствующ. класса. Восстание нар. масс сначала под рук. Чэнь Шэна, У Гуана и др. (209 — 208 до н.э.), а затем Лю Бана положило конец существованию Циньской империи, на обломках к-рой Лю Баном (Гао-цзу, 206 — 195) была основана империя Первая (или Зап.) Хань (206 до н.э. — 25 н.э.). В Ханьской империи происходило дальнейшее развитие товарно-денежных отношений. Лоян, Чэнду, Ханьдань, Линьцзы и Янди превратились в крупные торг. центры. Значит. размеров достигла концентрация зем. собственности в руках крупных землевладельцев, развивалось землевладение т.н. «сильных домов», или «крупных родов», создавших своеобразные поместья-крепости с собств. вооруж. охраной. Наряду с натурал. рентой-налогом с крестьян взималась также и ден. подать, а на частных землях развивались арендные отношения.
Для укрепления цент. власти и ослабления владений аристократии в царствование Цин-ди (156 — 141 до н.э.) и особенно У-ди (140 — 87 до н.э.) был предпринят ряд мер: запрещено представителям аристократии назначать чиновников и содержать свою армию на подвластной им терр., уничтожена система майората, произведено дробление зем. владений между родичами землевлад. знати. В царствование У-ди конфуцианство, признанное господствующей офиц. идеологией, стало важной опорой монархич. власти.
Конфуцианство в теч. мн. последующих веков оказывало большое влияние на гос. политику, нормы морали, семейные и обществ. традиции, науч. и обществ.-политич. мысль. Виднейшим представителем конфуцианства в этот период был Дун Чжун-шу (ок. 180 — ок. 120). Среди ученых этого времени выделялся великий кит. историк Сыма Цянь (ок. 145 — ок. 86), создавший первую свободную историю К. — «Ши цзи» («Ист. записки»), ставшую образцом для последующих династийных историй.
Империя Зап. Хань вела длител. войны с племенным союзом сюнну, продолжавш. с перерывами почти 150 лет (с нач. 2 в. и до сер. 1 в. до н.э.) и имевшие целью открыть путь к рынкам на З. Войска У-ди вытеснили гуннов из р-на излучины Хуанхэ (Ордос), захватили обширную терр. в совр. пров. Ганьсу, изолировав гуннов от подвластных им племен цян (обитателей терр. совр. пров. Ганьсу и Цинхай), и в 110 до н.э. покорили эти племена. Был захвачен пролегавший через совр. Синьцзян торг. путь на З. в страны Ближнего Востока — т.н. шелковый путь. В царст-вование У-ди были осуществлены также походы на Ю;, Ю.-З. и С.-В. Т.о., границы Ханьской империи значит. расширились по сравнению с предшествующим периодом: на Ю. они достигли терр. совр. Вьетнама, на С. — пустыни Гоби, на В. — моря, на З. в орбиту влияния Ханьской империи вошел совр. Синьцзян. В результате предшест-вующ. длительного экономич., политич. и культурного взаимодействия и слияния различ. народов (собственно китайцев или т.н. хуа, мань и юэ на Ю., жун — на З., ди — на С., и — на В.) в период Хань окончательно сложился единый др.-кит. народ, получивший в дальнейшем назв. ханьцев (по имени империи Хань).
К концу господства династии Зап. Хань все чаще выдвига-лись проекты огранич. рабовладения и даже полной отмены рабства: так, в период царствования Ай-ди (6 — 1 гг. до н.э.) гос. деятели Ши Дань, Кун Гуан и Хэ У предлагали ограничить рабовладение и землевладение. Захвативший престол Ван Ман (9 — 23 н.э.) пытался в условиях роста крупного землевладения и обострения клас. борьбы, объя-вив всю землю в стране царской, отменить частную собственность на землю, запретил куплю-продажу рабов, им были проведены и др. реформы. Однако реформы не привели к стабилизации политич. положения в стране. Вскоре вспыхнуло восстание общинников-земледельцев, солдат и рабов (17 — 27 н.э.), участники к-рого известны в истории под назв. «краснобровых» и «жителей зеленых лесов». В 25 повстанцы захватили столицу, империя Зап. Хань была вскоре уничтожена.
Однако землевлад. аристократия, объед. вокруг Лю Сю, отпрыска царского дома династии Хань, создала новую династию — Позднюю, или Вост., Хань (25 — 220). В 27 восстание «красно-бровых» было подавлено. Во время внутр. войн, предшест-вовавших воцарению Лю Сю, служившие ему опорой представители «сильных домов», т.е. крупные землевладельцы, захватывали зем. владения. После объед. страны они не только сохранили эти владения на правах частной собственности, но и расширили за счет земель, владельцы к-рых погибли или бежали. Наряду с этим в империи Вост. Хань развивалась частная зем. собственность купцов и существовала условная зем. собственность — землевладение титулованных аристократов. Часть земель непо-средств. находилась в распоряжении цент. власти и обрабатывалась крестьянами, зависимыми от госуд. (гос. землевладение).
На гос. землях и в землевладении знати преобладала натуральная рента в форме налога, на частновлад. землях — натуральная арендная плата, по существу оброк, частич-но — барщина (в поместьях крупных родов или семей). В Вост. Ханьской империи все более развивались отношения феод. типа. В царствование Лю Сю (25 — 27) издавались указы об освобожд. от рабства тех, кто был продан или насильно захвачен и превращен в рабов, или осужден на рабство прежними законами. Первые правители Вост. Ханьской династии, утвердивш. у власти в результате подавления нар. восстания, вынуждены были все же пойти на уступки крестьянству: они снизили налоги до 1/30 урожая (вместо прежней 1/10), временно полностью освобождали крестьян от налогов и предоставляли безземельным гос. земли.
К сер. 1 в. н.э. положение империи укрепилось, и она начала осуществлять внешнюю экспансию, восстанавливая позиции на «шелковом пути», утрачен. еще при Ван Мане. Использовав внутр. борьбу у гуннов, империя Хань покорила юж. гуннов, переселив их в 50 в р-н Мэйцзи (в Ордосе, совр. авт. р-н Внутр. Монголии), а затем провела ряд походов против нее, и господство Ханьской династии на терр. совр. Синьцзяна со 107 было вновь подорвано. Империя Вост. Хань осуществляла широкий экономич. и культурный обмен с зап. странами как по «шелковому пути», так и юж., мор. путем.
В последние десятилетия 2 в. н.э. увеличилась концентрация земли в руках крупных землевладельцев, сопровождавш. ростом эксплуатации крестьянства. Так, если в 105 обрабатываемая площадь составляла, по данным кит. источ., 7320170 цин, 80 му, то в 146 она составила всего 6930123 цина, 38 му. В 184 началось крупное крест. восстание, охватившее значит. часть страны. Лишь к 205 оно было окончат. подавлено силами военач., к этому времени фактич. независимых от цент. пр-ва. В результате восстания власть династии была подорвана. К 220 империя Вост. Хань пала в результате борьбы военно-феод. группировок.
После распада империи Вост. Хань представители различ. групп господствующего класса создали три царства: Вэй, Шу и У, период существования к-рых получил назв. Сань го (Троецарствие, 220 — 265). В 263 терр. Шу была присоед. к госуд. Вэй, где в 265 родом Сыма была основана новая династия Цзинь (или Зап. Цзинь). В 280, после того, как к госуд. Цзинь была также присоед. терр. царства У, К. оказался объед., но не надолго. Междоусобная борьба феод. групп в конце 3 в. ослабила Цзиньскую империю, чем воспользовались кочевые народы — гунны, цзе, сяньби, ди, цян и др. В кон. 316 Зап. Цзиньское госуд. было уничтожено, весь Сев. К. оказался захвач. кочевниками. На Ю. же была создана кит. империя Вост. Цзинь (317 — 420). Борьба сев. царств между собой привела к победе гос-ва Тоба Вэй, или Сев. Вэй (386 — 535), объединившего в 439 под своей властью весь Сев. К. Период до кон. 6 в., когда К. был разделен на С. и Ю., известен в истории под назв. Нань бэй чао (Сев. и Юж. династии, 386 — 589, или 420 — 589). Он хар-ризовался войнами между сев. и юж. царствами и междоусобной феод. борьбой внутри царств, что вело к частой смене династий и госуд.
Начиная с 3 в. (280) в Зап. Цзиньском госуд. получила начало т.н. система чжань тянь (поля во владении), т.е. на-дельное землепользование, знаменовавшее собой укрепление гос. собственности на землю. Дальнейшее развитие ее относится к 5 — 8 вв., когда существовала т.н. система цзюнь тянь (равных полей), при к-рой за крестьянами закреплялись определ. наделы в зависимости от возраста и пола. Система надельного землепользования не уничто-жала крупного землевладения, напротив, она обеспечивала его существование, разрешая увеличивать наделы в зависимости от кол-ва скота и рабов в х-ве, а также устанавливая для чиновников крупные наделы, во много раз превосходившие крестьянские. Надельное землепользование способствовало прикреплению крестьян к гос. землям и усилению контроля за обработкой наделов оброчными.
Попытки императорской власти после введения на-дельного землепользования ограничить рост частной собственности на землю путем запрещения купли-продажи крест. наделов не принесли большого успеха, поэтому в 6 — 7 вв. это запрещение было частично отменено. Система надельного землепользования предусматривала сущест-вование триады повинностей: зем. налог зерном с пахотных полей, промысловая подать (дяо) пряжей, тканями с земель, использов. под коноплю и тутовые деревья, и трудовая повинность на гос. работах. Для надельной системы хар-рным было сущест-вование терр. сел. общины с крест. наследств. землепользованием. В рамках общины существовало соед. ремесла и земледелия, обусловившее натуральный хар-р х-ва и консервацию общинных отношений.
В 4 — 6 вв. развивается церков. (будд.) землевладение, гл. обр. на Сев. К. Будд. монастыри, к-рых к нач. 6 в. в Сев. К. было ок. 30000 с 2 млн. монахов, владели зем. площадью, освобождавш. от налогового обложения. Мн. крестьяне, чтобы избежать поборов, бежали в монастыри в поисках покровительства и передавали им свои земли, попадая в феод. зависимость от будд. церкви.
Раздробленность К. после падения Зап. Цзиньской империи, продолжавш. ок. 300 лет, была ликвидирована после упорной борьбы военно-феод. группировок.
Полководцем Ян Цзянем, служившим в госуд. Сев. Чжоу, была основана династия Суй (581 — 618), объед. в 589 весь К. Династия Суй вела войны на Кор. п-ове против госуд. Когуре в 611 — 614 и на Ю. — против раннефеод. вьетнамского госуд. Вансуан, захвач. суйским императором в 603. Сооружение Вел. канала, соед. рр. Байхэ, Хуанхэ с Янцзы, стр-во дворцов, а также дорогостоящие войны повлекли усиление обложения крестьянства налогами и повинностями. Крест. восстание, начавш. в 611 в совр. пров. Шаньдун, Хэнань и Хэбэй под рук. Ван Бао, Доу Цзянь-дэ и др., в дальнейшем распростр. на значит. часть страны. Под ударами крест. повстанцев и использовавших восстание военно-феод. групп династия Суй пала. Наместник в Тайюане Ли Юань основал новую династию Тан (618 — 907). В период царQҐސҐАݐؑϠпервых двух императоров — Ли Юаня (Гао-цзу) (618 — 626) и его сына Ли Ши-миня (Тай-цзун) (627 — 649) была укреплена цент. власть, подавлены последние очаги сопротивления повстанч. отрядов и местных сепаратистских сил. Были проведены нек-рые мероприятия в интересах крестьянства — уменьшение оброка и трудовых повинностей. Получила развитие система гос. экзаменов, успешная сдача к-рых и получение ученой степени открывали доступ к гос. службе. В известной мере экзаменац. система наносила удар по наследств. аристократии и «сильным домам», способствуя созданию прослойки, зависящ. от императорского двора, служилого дворянства, обязанного своим выдвижением лишь личным заслугам. Цент. гос. аппарат Танской империи состоял из трех палат, шести министерств и множества управлений; на местах (в обл., округах и уездах, на к-рые делилась страна в адм. отношении) существовал обширный аппарат, подчинивш. властям в центре. В Танской империи до 8 в. развивались все те формы землевладения, к-рые сущест-вовали и раньше: гос. в форме надельной системы, условное землевладение титулован. знати и чиновничества, церков. землевладение и частная зем. собственность «сильных домов», купечества и др. К кон. 7 в. терр. Танской империи значит. расширилась за счет проведения войн с соседями. В 630 был уничтожен Вост.-Тюркский каганат, в дальнейшем терр. к Ю. и С. от Гоби стала контролир. Танской империей. После серьезного пораж. войск Зап. Тюркского каганата (657) под контроль Танской империи вновь на время попала терр. совр. Синьцзяна. На С.-В. — на Корейском п-ове после двадцатилетней борьбы было уничтожено (в 668) госуд. Когуре и создано Аньдунское наместничество.
К 1 — 2 вв. н.э. относятся изобретение в К. и усовершенствование способа произ-ва бумаги, к 3 в. — выделка фарфора. Значит. вклад в науку внес астроном Чжан Хэн (78 — 139), создавший макет небесной сферы и сейсмограф. Математику 5 в. Цзу Чун-чжи принадлежит открытие значения числа пи, им, же был усовершенств. компас. В обл. идеологии следует отметить учение философа-материалиста Ван Чуна (27 — ок. 97), выступавш. против религ. мистики и суеверий, и взгляды Бао Цзин-яня (3 — 4 вв.), последователя даосизма, выдвинувш. идею обществ. устройства, при к-ром не должно быть ни государей, ни поданных, ни гос-подства одних над др. Во 2 — 6 вв. широкое распростр. получил буддизм, объявл. имп. династии Лян У-ди в 504 гос. религией, после чего возникла борьба между буддизмом и конфуцианством. Против будд. идеализма (учения о бессмертии души) выступил материалист Фань Чжэнь, опубликовавший в 507 трактат «О смертности духа». В историографии развивались традиции, залож. Сыма Цянем: в 1 в. Бань Гу завершено написание «Истории Первой Хань» («Цянь Хань шу»), цзиньским ученым Чэнь Шоу (5 в.) была подготовлена «История Троецарствия» («Сань го чжи»), в 5 в. Фань Е составлена «История Поздней Хань» («Хоу Хань шу»). Получила развитие и географич. лит-ра. Развивалась поэзия. В 4 — 5 вв. жил замечат. лирич. поэт Тао Юань-мин (365 — 427), известный, в частн., как автор соц. утопии «Персиковый источник», где описывалась неведомая страна со справедливым обществ. устройством. К 6 в. относится появл. известного лит. памятника «Вэнь-сюань» («Литературный изборник»). Большое влияние на кит. иск-во, в особенности на живопись и ваяние, оказала инд. культура, проникавшая вместе с буддизмом. Ярким свидет. этого влияния явл. скульптуры пещер Юньган (близ Датуна) и Лунмынь (близ Лояна), созданные в 5 — 6 вв.
С 8 в. происходил дальнейший рост производит. сил, по-ложивший начало новой ступени феод. формации: более широкое применение во всех отраслях х-ва получило железо, увеличилась добыча серебра, меди и олова. Развивалось с. х-во, расширялись посевные площади за счет распашки новых земель, появилась известная специализация в с. х-ве, внедрялись новые культуры, в частн., чай (с 8 — 10 вв.), возникло хлопководство, в связи с чем наряду с холстом и шелком стали выделывать хл.-бум. ткани. Вырос-ло население: в 627 было 3 млн. х-в, в 740 — более 8400 тыс. х-в с 48100 тыс. душ; в 755 — 8910 тыс. х-в с 52900 тыс. душ. Развивались промыслы в новых р-нах, напр., железообрабатывающие на р. Хуанхэ, соляные в Сев. Цзянсу, значит. возросла добыча соли; возник центр произ-ва гончарных и фарфоровых изделий в Цзиндэчжэне.
Для агр. отношений этого периода хар-рны рост крупной частной собственности, дальнейшее развитие поместного землевладения, с 8 в. — крупного землевладения воен. губернаторов (цзедуши), что сопровождалось появл. системы патроната («покровительства») и закрепощением крестьянства. Законы танского времени предусматрива-ли запрещение ухода крестьян с земли и суровое наказание за бегство. Концентрация земли в руках крупных земле-владельцев нанесла удар по надельной системе, окончат. уничтожение к-рой было подтверждено реформами Ян Яня в 780.
Широкое развитие получили казенное и частное ремесло. В руках госуд. еще в период Тан были сосредоточены чеканка монеты, изготовление оружия и с.-х. орудий, выплавка меди и железа, шелкомотальное произ-во, виноделие, сахароварение, судостроение и произ-во бумаги. Казенное ремесло было основано гл. обр. на труде феод.-зависимых, по существу крепостных, отбывавших трудовую повинность, со 2-й пол. 8 в. в гос. ремесле частично применялся и наемный труд. Несмотря на сильные позиции казенного ремесла, успешно развивалось и частное ремесло, в осн. базировавш. на наемном труде. К сер. 8 в. возникли цеховые орг-ции, объед. ремесленников и торговцев. Развивались города, к-рые стали центром торговли и растущей ремесленной, цеховой пром-сти. Большую роль в торговле стали играть купеч. гильдии (хан). Мор. торговля в 8 в. велась гл. обр. из Гуанчжоу (Кантон) через юж. моря в Индию и Иран, использовались также порты Янчжоу, Чучжоу (Хуайянь, пров. Цзянсу) и Минчжоу (Нинбо), торг. связи существовали и с Кореей и Японией. В тесной связи с расширением торговли находится и рост товарно-денежных отношений, о чем свидет. возросший спрос на деньги и рост ден. х-ва, увеличение доли денег в общей сумме гос. доходов. Появились бумажные деньги, т.н. летающие деньги (переводные чеки).
С сер. 8 в. усиливается борьба между цент. властью и воен. губернаторами на периферии (ярким проявл. этой борьбы был мятеж Ань Лу-шаня и др. в 755 — 763), результатом чего были ослабление и распад централизов. управл. Танской империи и упадок ее внеш. могущества. На З. танские войска потерпели в 751 пораж. от арабов. На Ю.-З. в 8 — 9 вв. усилились туфани, постоянно совершая набеги на К.; укрепивш. на терр. совр. пров. Юньнань госуд. Наньчжао захватило часть совр. Сикана. С С.-В. на Танскую империю наступали кидани, с З. и С. — уйгуры. Постепенно империя теряла свои вассальные терр. на З. и С. Обострились клас. противоречия, выливш. в мощное крест. восстание (874 — 901) под рук. Ван Сянь-чжи, Хуан Чао и др., окончат. подорвавшее господство династии Тан. После продолжавш. св. 50 лет борьбы между феод. кликами страна была вновь объед. полководцем Чжао Куан-инем, основавшим империю Сун (960 — 1279).
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.