Древний мир Энциклопедический словарь - школьное образование
Школьное образование
в Греции система Ш. о. сформировалась в раннеэлинистич. время и не претерпела существ. изменений до конца антич. периода. Вслед за элементарной (начальной) школой следовали занятия в школе средней ступени, сводившиеся в осн. к изучению грамматики, т.е. языка и лит-ры, риторики, т.е. теории и практики красноречия. Начальные школы существовали с 6 в. до н.э. сначала в Афинах, затем — в других греч. городах. В эллинистич. время дети свободных граждан получали Ш. о. начальной ступени повсеместно, хотя оно и не являлось обязательным. Начиналось Ш. о. в возрасте ок. 7 лет; мальчики и девочки занимались вместе. В классич. период элементарные школы были частными. Исключение составляла Спарта, где школа, как и вся система воспитания и образования, находилась под надзором госуд. Предметом изучения были чтение и письмо, а также начальные основы счета. Наряду с ними в классич. и эллинистич. время были предусмотрены занятия спортом и музыкой, к-рые, однако, постепенно теряли свое значение, вытесняемые уроками чтения и письма. Ср. ступень Ш. о. сформировалась в 4 в. до н.э. в связи с возросшими требованиями, предъявл. обществом. Своим возникнов. она была обязана прежде всего софистике. Госуд. все активнее оказывает влияние на Ш. о., что наблюдалось прежде всего в Ионии (напр., в Милете и Теосе). Здесь, наряду с начальными школами и в дополнение к ним, были основаны т.н. эфебии (гимнасии для эфебов, т.е. юношей). Они явл. гос. учебными заведениями с твердым внутр. распорядком. Содержались они на обществ. счет, хотя важную роль играли также частные взносы и пожертвования богатых граждан. Гимнасии были открыты для всех свободных членов общества. Наряду с эфебиями существовали соотв. ср. школы для девушек. Возраст учеников установить трудно, но, как правило, он колебался в пределах от 13 до 18 лет. Учебная программа предусматривала всесторон. развитие. Ее целью явл. общее ср. образование, подразумевавшее изучение семи «свободных иск-в» (грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Кроме того, та система сохранила занятия спортом, заимствов. из др.-греч. гимнасически-мусич. Ш. о. Все эти предметы не всегда входили в учебные планы. Но грамматика и риторика, основы математики, а также музыка и спорт были обязат. Цент. место занимали занятия по грамматике и риторике. Антич. грамматика включала в себя уроки лит-ры, ставившие гл. задачей изучение крупнейших поэтов — в первую очередь Гомера, трагика Еврипида, автора комедий Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью ср. образования и охватывала теорию красноречия, заучивание примеров и практич. упражнения (декламацию). Систематич. изучение риторики нередко становилось предметом последующего высшего образования. В задачу общеобразоват. ср. школы не входило научить молодого человека конкретной профессии и дать ему связанные с ней фактич. знания. Основное требование сводилось к раскрытию духовных способностей человека, к созданию предпосылки для его высшего образования или для дальнейшего выбора специальности. Воспитать мышление, способность рассуждать, развить известную духовную культуру — такова была цель антич. ср. образования. Римляне переняли основы системы греч. Ш. о., сформировавш. в эллинистич. время, и без существ. изменений приспособили ее к своим условиям. Различие состояло в том, что в Риме Ш. о. осталось сугубо частным и никогда не имело четкой организац. структуры. Элементарные школы, где обучались чтению, письму и началам счета, существовали в Риме с 3 в. до н.э. Система ср. образования представляла собой в целом копию эллинистич. системы (как по содержанию, так и по своим целям), но не явл. гос. институтом.
Ученики за плату посещали учителя, к-рый, как правило, преподавал грамматику, нередко совмещая ее с основами риторики. Занятия музыкой и спортом для Рима не были хар-рны.
Математич. дисциплины на ср. ступени также не играли существ. роли; они, как правило, не выделялись в самостоят. предмет. Систематич. занятия риторикой обычно начиналось уже на высшей ступени образования. Риторику изучали под руковод. учителя (ритора) после овладения грамматикой. Такая практика отчасти имела место и в греч. Ш. о. Т.о., обширная в теории программа Ш. о. на практике в Риме еще более, чем в Греции, сузилась в направл. изучения языка и лит-ры. Неизбежное при этом обеднение программы в известной степени компенсировалось тем, что занятия были двуязычными: сначала (до 12 лет) ученики посещали уроки греч. яз. и лит-ры, а затем начинали параллельно заниматься лат. лит-рой и языком. Методика преподавания лат. грамматики не отличалась от греч. — вместо греч. авторов изучали рим., особенно Теренция и Вергилия. В остальном занятия лат. грамматикой шли параллельно с занятиями греч. и продолжались примерно до 17-летнего возраста. В Риме, как и в Греции, за ср. ступенью следовало высшее образование, заключавш. прежде всего в изучении риторики и философии. Местом для занятий в начальной школе в Греции служил зал, в Риме — помещение, обычно располож. под колоннами на городском форуме, отгорож. лишь матерчатой занавеской. Часто оно украшалось изображ. муз. Учитель сидел на стуле, ученики располагались вокруг него на простых дерев. табуретах. Писали ученики на коленях, где лежали дерев. таблички, чаще всего скрепл. между собой в форме тетрадок шарниром или простой бечевкой, протянутой через отверстия. Эти таблички были покрыты слоем воска, что позволяло наносить на них буквы стилем, др. конец к-рого был сплющен и служил для стирания написанного. Часто для письма использовали таблички без воска, на к-рых можно было писать чернилами. Для письма чернилами пользовались расщепл. стеблем тростника, а для стирания написанного употребляли губку. Реже для письма использовали дорогой папирус в форме листков, сшитых бечевкой в тетрадку. Писали также на глиняных черепках. Уроки чтения и письма проходили параллельно. Затем следовали занятия арифметикой, огранич., как правило, изучением цифр и счета на пальцах. Методика преподавания была примитивной: учитель читал вслух и диктовал, а ученики постоянно повторяли и записывали услышанное; строка за строкой они переписывали отдельные буквы, слоги, слова и фразы. Уже во времена Рим. империи делались попытки облегчить учебный процесс с помощью простых пособий. Детям давали для игры буквы из слоновой кости или самшита; в награду за успех они получали печенье, также в форме букв. Но осн. средством обучения были розги и др. наказания. Лат. выражение «класть руку под розгу» означает «идти в школу». Учебников в начальной школе почти не было. Иногда в кач-ве книги для чтения греки пользовались «Одиссеей» Гомера, а римляне — Законами 12 таблиц или же «Одиссеей» в переводе на латынь Ливия Андроника. Лишь на ср. ступени учитель грамматики, гл. задачей к-рого было воспитать правильность речи и познакомить учеников с классич. авторами, использовал учебники. Учебниками были:
1. Оригинал. тексты классиков (Гомер, Еврипид, Менандр, Демосфен — у греков; Вергилий, Теренций, Цицерон и Саллюстий — у римлян).
2. Снабж. пояснит. заметками на полях (схолиями) издания различ. писателей.
3. Краткие сборники по отдельным важнейшим отраслям знаний, напр., компендии по мифологии, метрике, географии, хронологич. обзоры историч. событий и т.д.
В ср. школе учебниками служили также учебные стихотворения, напр., «Небесные явления», учебное стихотворение по астрономии эллинистич. поэта Арата из Сол. Наследие антич. Ш. о. сохранялось в ср.-век. монастырских школах, затем, начиная с 13 в., также и в городских лат. школах, названных гимназиями и имевших разносторон. программу. Эти гимназии, часть к-рых позже превратилась в университеты, дали начало т.н. гуманитарной гимназии, по-ложившей в свою основу изучение греч. и лат. языков, а также лит-ры на этих языках. До 2-й пол. 19 в. эти гимназии явл. господствующим ср. учебным заведением, обеспечивавшим поступление в университет. Гуманитарная гимназия утратила свое привилегир. положение лишь в 20 в., когда к ней была приравнена реальная гимназия и высшая реальная школа. Все три ступени антич. учебного процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) сохран. до наших дней, хотя и подверглись значит. модификации.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.