Древний мир Энциклопедический словарь - тесей
Тесей
Тезей — в греч. миф. сын афинск. царя Эгея и Эфры. Со стороны отца Т. имел среди предков автохтона Эрихтония, рожд. из семени Гефеста землей и воспит. Афиной, и автохтонов Краная и первого аттич. царя Кекрона. Со стороны матери Т. происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Т. убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста. Т. пришлось также бороться с 50 Паллантидами, к-рым он устроил засаду.
Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Т. утвердил себя как сын и наследник афинск. царя. Т. прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкн. Афин с царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупл. за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстр. Эгеем.
Когда Минос приехал в третий раз за данью, Т. решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение к-рому обрекали жертвы. Т. и его спутники были помещены в лабиринт, где Т. убил Минотавра — чудовище, рожд. быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Т. и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбивш. в Т. Подобно др. героям, Т. сражался с амазонками, напавш. на Аттику. Он либо участв. в походе Геракла, либо сам пошел походом на амазонок, похитив царицу Антиопу. Т. участв. в битве с кентаврами, бесчинствов. на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайш. друга Т. Т. — участник калидонской охоты. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Антич. традиция припис. Т. объед. всех жителей Аттики в ед. народ (синойкизм) и ед. госуд. (полис) Афины, учрежд. праздников панафиней и синойкий, первое соц. деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов. Все эти реформы были проведены Т. в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкуп. и справедл. арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей, помог Гераклу, впавш. в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям. Афиняне вспомнили Т. и признали его героем во время греко-перс. войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении. Пифия предписала грекам найти прах Т. и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Т. с копьем и мечом были перенесены с о-ва Скирос и торжеств. погребены в Афинах. Место погреб. Т. счит. в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетенных. В честь Т. были установл. празнест-во восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобожд. афинской молодежи от Минотавра), а также ежемесяч. праздники по восьмым числам: как сыну Посейдона — бога, к-рому приносят жертвы именно в это время (так как восьмерка — символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надежность и незыблемость, свойств. Посейдону Неколебимому и Земледержцу).
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.