Древний мир Энциклопедический словарь - змея
Змея
в раннюю эпоху развития культуры отношение к 3. было различным. У мн. первобыт. народов 3. почитали (змеепоклонство). Вавилоняне видели в ней олицетв. зла, египтяне — олицетв. мудрости. В тех местах, где водились ядовитые 3., образовались с древ. времен касты заклинателей 3. Во времена греч. античности 3. часто содержали как домаш. животных для борьбы с мышами. К З. не чувств. отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили 3. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре 3. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображ. с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор явл. символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась свящ. З.
Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и 3. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовит. 3. В знак победы в битве под Платеями в 479 до н.э. в Дельфах была воздвигнута бронз. колонна из трех сплетен. змеиных тел, к-рые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от 3. Римляне заимств. у парфян жезл с шелковой 3., к-рая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус 3. аспида. Отвращение к 3. появ. только во времена поздней античности под влиянием христианства.
Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф.
В. Д. Гладкий.
1998.