Поиск в словарях
Искать во всех

Античный мир Словарь-справочник - софокл

Софокл

Софокл

(греч. Sophokles)

(ок. 496 406 до н.э.)

 греческий поэт, драматург и общественный деятель; жил и творил в Афинах, дружил с Периклом и Фидием. В 443 г. С. был казначеем Афинского морского союза, в 441-440 гг. стратегом. Годы зрелости С. относятся к эпохе расцвета афинской рабовладельческой демократии. Вначале он примыкал к вождю аристократической партии Кимону, но, сблизившись с Периклом, стал разделять его взгляды.

 С. приписывали свыше ста драматических произведений (трагедий и сатирических драм), однако полностью сохранилось только семь: «Электра», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Трахинянки» и «Аякс»; кроме того, до наших дней дошел большой отрывок драмы «Следопыты». Особой известностью пользовалась и пользуется трагедия «Царь Эдип». В творчестве С. нашли свое отражение черты полисной идеологии: патриотизм, сознание общественного долга, вера в силу человека. После смерти драматурга его чтили наравне с Гомером и Эсхилом; сорок лет спустя афинский оратор Ликург провел закон о сооружении бронзовой статуи Софокла и о хранении выверенных текстов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида в общественном месте (актерам запрещалось отступать от них при исполнении произведений драматургов).

 Софокл. Трагедии / Пер. С.В. Шервинского, под ред. Ф.А. Петровского. М., 1958; Головня В. История античного театра. М., 1972. С. 108-137; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 353-376; Радциг С.И. К вопросу о мировоззрении Софокла // ВДИ. 1957. № 4; Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

 (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3-е изд. Мн: Беларусь, 2001)

 * * *

 Гениальный афинский трагик, друг Геродота и Перикла. Софокл написал 123 драмы, из которых сохранились семь трагедий: "Аякс", "Антигона", "Эдип-царь", "Трахинянки", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и фрагмент сатировских драм "Следопыты" и "Похищение коров мальчиком Гермесом". Софокл был новатором: он не всегда следовал классической форме трилогии и ввел на сцену третьего актера. Мастерство Софокла проявилось как в его умении организовать диалог персонажей, так и в выборе сюжетной линии. Софокл известен своей своеобразной драматической иронией персонаж по авторскому замыслу сам не осознает истинного скрытого смысла произносимых им слов, в то время как его прекрасно понимают зрители. Из-за этого искусного "несоответствия" возникает психологическое напряжение начало катарсиса. Особенно сильно этот эффект проявляется в трагедии "Эдип-царь". Софоклом восхищается Аристотель в "Поэтике" и говорит, что его персонажи очень похожи на реальных людей, только лучше их. По мнению Аристотеля, Софокл изображает людей такими, какими они должны быть, в то время как Еврипид изображает их такими, какие они есть на самом деле.

 (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 * * *

 др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афин. пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом С. не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые С. принял участие., в состязании трагич. поэтов в 470; написал св. 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. До нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопыты» и значит, число фр-тов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в след, хронолог, порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдип» (429 425), «Электра» (420 -410-е), «Филоктет» (409), «Эдип в Колоне» (пост, посмертно в 401).

 Твор-во С. отражает период высшего подъема афин. демократии, в к-рой прямое участие граждан в гос. управлении привело к невиданной до тех пор свободе личности, расцвету всех ее творч. возможностей. Вм. с тем полное высвобождение индивидуальности породило скептическое отношение к традиц. религии и нрав, заветам предков. Отсюда в трагедиях С. конфликт между свободой в своих решениях и берущей на себя полную ответственность за них личностью и некими объект., непостижимыми для людей законами мироздания. Восстановление нарушенных человеком в неведении нрав, норм происходит не без помощи богов, одн. прямого участия в развитии событий они не принимают, давая понять свою волю в пророчествах, допускающих ложную трактовку. В наиб, раннем из дошедших произв. С. трагедии «Аякс» герой, оскорбленный несправедливым решением ахейских вождей присудить доспехи убитого Ахилла Одиссею, принимает решение отмстить обидчикам, но в ослеплении ума, насланном на него Афиной, избивает стадо скота. Придя в себя и видя несовместимость совершенного им с репутацией благородного героя, Аякс кончает жизнь самоубийством. Точно так же жена Геракла Деянира («Трахинянки»), желая вернуть себе любовь мужа, прибегает к приворотному зелью, к-рое оказывается смертельным ядом. Узнав о непоправимости совершенного, Деянира предпочитает расстаться с жизнью. Ограниченность челов. знания становится причиной трагич. саморазоблачения героя в «Царе Эдипе». За 20 лет до начала событий, происходящих в трагедии, Эдип в неведении убил своего отца, фиван. царя Лаия, и стал мужем овдовевшей царицы, своей матери. Завязку действию дает моровая язва, насланная богами на Фивы: чтобы избавиться от нее, надо изгнать живущего на фиван. земле убийцу Лаия. Настойчиво расследуя давнее происшествие, Эдип, несмотря на сопротивление окружающих, раскрывает свои невольные ужасные деяния. Т. о., трагедия С. посвящена не изобр. того, как осуществились некогда полученные Эдипом прорицания, а неустанному поиску героем истины. Убедившись в ходе «трагического анализа» в совершенных по неведению преступлениях, Эдип ослепляет себя, считая это большим наказанием, чем смерть. Другой характер носит конфликт в «Антигоне», где юная героиня, дочь Эдипа, пренебрегая указом нового царя Креонта, хоронит своего брата Полиника, погибшего в междоусобной схватке сыновей Эдипа. Свое неповиновение царской воле Антигона объясняет тем, что соблюдение нрав, долга перед покойным братом диктуется ей вечным божеств, законом., к-рого не может поколебать никакой людской произвол. Напротив, Креонт, наделенный у С. типич. чертами тирана, считает свою волю более авторитетной, чем божеств, заповеди, и терпит крушение, теряя единств, сына и жену. К этим последствиям приводит его героич. бескомпромиссность Антигоны, готовой скорее умереть, чем изменить родств. долгу. Оба участника конфликта представляют собой воплощение положения, выдвинутого Протаго-ром о человеке как «мере всех вещей». Одн. Креонт явно переоценивает свои возможности, навлекая на город негодование богов, в то время как Антигона отвечает истинному представлению о человеке, измеряющем свое поведение верностью нравственному долгу, даже если это ведет к его гибели. Образ Антигоны в наибол. мере отвечает высказыванию С. о том, что он изображал человека «каким тот должен быть».

 Падение общественной морали в годы Пелопоннесской войны заставляет С. смягчить нрав, проблематику поздн. трагедий. Их герои по-прежнему верны однажды принятому решению, но его осуществление, как правило, лишено трагич. содержания. Электра (одноим. трагедия) лелеет мысль о мести убийцам своего отца Агамемнона и готова даже свершить кару одна, когда до нее доходит известие о смерти брата. Одн., как только сообщение оказывается ложным, Электра без малейших колебаний присоединяется к брату в осуществлении мести. Гл. в ее образе не вопрос о справедливости отмщения, а глубина страдания в одиночестве, для показа к-рого С. находит яркие краски. Престарелый Эдип, герой трагедии «Эдип в Колоне», находит убедительные слова для самооправдания, в то время как Эдип-царь в ранней трагедии брал на себя ответственность за поступки, оказавшиеся преступными помимо его намерения. Более сложная проблема возникает в «Филоктете». Гл. герой, оставленный еще до начала Троянской войны ахейскими вождями из-за тяжелой болезни на безлюдном о-ве, теперь нужен грекам, чтобы одержать победу. По плану Одиссея юный Неоптолем должен привезти Филоктета под Трою, пустив в ход обман, тун. честный Неоптолем при виде приступа болезни у страдальца отказывается от коварного плана, и перед ним возникает дилемма: остаться верным своей благородной природе или исполнить приказ ахейских вождей, изменив своим нрав, принципам. Возникшее противоречие разрешает появившийся в кач-ве «деус экс махина» Геракл, к-рый передает Филоктету волю богов: герой должен поехать под Трою, получить там исцеление и внести свой вклад в победу греков. Так решение конфликта между долгом благородного человека и обществ, пользой изымается из сферы деятельности людей и переносится на божеств, уровень верный признак того, что в реальной жизни С. не видел средств для преодоления противоречия. Яркой обрисовке трагич. ситуации, характеристике вовлеченных в нее персонажей послужило увеличение С. числа актеров до 3. Повысив значение речевых сцен, С. соотв. сократил роль хора, хотя и увеличил число хоревтов до 15. С. приписывают также введение декоративной живописи. Его трагедии пользовались успехом и после смерти поэта, неоднократно возобновлялись и усиленно читались вплоть до самого конца античности, о чем говорит бол. число папирусов с отрывками из его драм., в т. ч. и не дошедших.

 В.Я.

 (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник.

EdwART.

2011.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое софокл
Значение слова софокл
Что означает софокл
Толкование слова софокл
Определение термина софокл
sofokl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины