Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь классических древностей - фила

Фила

ФИЛА

 • Φυλή,

 племя (колено), обозначение подразделения народа у греков, — название, происшедшее, очевидно, из стремления дать отдельным частям народа, равно как и самому народу, генеалогическое происхождение, привести эти части к определенным родоначальникам и дать, таким образом, государственным учреждениям, приводя их в связь с естественными отношениями, прочность и уважение.

I. Аттические Ф.

 Миф рассказывает о многих древних делениях на племена, которые относят к древнейшим аттическим царям. Так, одно деление приписывается Кекрону (Кекропида, Автохфон, Актея, Паралия), другое — Кранаю (Кранаида, Атфида, Месогея, Диакрида), третье — Эрихфонию (Диада, Афенаида, Посейдонада, Гефестиада), имена, частью мифологические, частью же, как Актея, Паралия, Диакрида, указывающие на местные различия и имевшие впоследствии важное политическое значение. В историческое же время эти деления, равно как и деление Тесея (Тезея) на евпатридов, геоморов и демиургов (которое, очевидно, указывает на различие сословий) исчезли. Напротив того, до Клисфена сохранилось относимое ко времени Иона ионийское деление на четыре племени гелеонтов, гоплетов, эгикореев и аргадов (Γελέοντες, 'Όπλητες, Αι̉γικορει̃ς и Άργαδει̃ς), значение которых не выяснено с достаточною убедительностью. В каком отношении означенные 3 сословия Тесея находились к 3 фратриям, на которые в свою очередь распадалась каждая Ф., этого нельзя с точностью определить. Во всяком случае, во главе каждой Ф. стоял φυλοβασιλεύς из евпатридов; последние были, следовательно, разделены по всем Ф. Каждая фратрия распадалась на 30 родов (γένη), а в каждом роду заключалось средним числом по 30 семей. Члены одного и того же рода отчасти соединены между собой кровным родством (ο̉μογάλακτες), и эти составляли, вероятно, дворянство, отчасти принадлежали к одному роду вследствие общности жертвоприношений и храмов (ο̉ργεω̃νες). Polib. 3, 52. Эта организация была, очевидно, очень тверда, пока γένη были отделены друг от друга и по местности. Schömann предполагает, что Ф. гоплитов жила преимущественно в Теграполе, Ф. эгикореев — от Брилесса и Парнета до Киферона, Ф. аргадов — в долинах на запад и на юг от Брилесса, Ф. гелеонтов главнейшим образом в Афинах и около Афин. С переменою места жительства это устройство сделалось само собою негодным в политическом отношении; отсюда возникло учреждение навкратий, созданных специально для административных целей (ср. Ναυκραρία, Навкрария). Опасность для государства увеличилась, когда бедные запутались в больших долгах, отчасти сделавшись из собственников арендаторами (ε̉κτημόριοι, также θη̃τες и πελάται, которые или платили в виде аренды 1/6 часть доходов, что отвергают Schömann и Böckh, или же оставляли себе шестую часть), отчасти же попавши в рабство и крепостную зависимость. Plut. Sol. 13. Это положение делало совершенно необходимым полное преобразование государственного устройства, которое действительно и совершил Солон. Сперва, чтобы подготовить почву для своих законов и сделать народ способным восприять свободное государственное устройство, он принял приготовительные меры, уничтожив права личного задержания должников, возвратив их в прежнее сословие и установив облегчение в пользу должников (σεισάχθεια, собственно снятие бремени, не есть эвфемизм для понятия «сложение долгов», χρεω̃ν α̉ποκοπή, но уменьшение тяжести долга посредством возвышения ценности прежних монет, таким образом, что 100 новых драхм = 73 старым; таким образом, тот, кто был должен 100 старых драхм, обязан был заплатить эту сумму новой монетой, т. е. стоимость 73 старых драхм). Он сохранил, правда, ионийское деление народа, но отнял у него прежнее политическое значение введением тимократического и вместе с тем демократического устройства, т. к. принял состояние за меру политических прав. Именно он разделил народ по состоянию на 4 класса (τιμήματα, τέλη):

 1. Πεντακοσιομέδιμνοι — которые получали со своих земель ежегодного дохода 500 или более медимнов хлеба или столько же метретов жидких продуктов,

 2. Ίππη̃ς [Названы они так потому, что, кроме рабочих лошадей, они должны были содержать боевого коня. Зевгиты, имевшие одну пару рабочих волов или упряжь, должны были платить всадническую дань (ι̉ππάδα, ζευγίσιον, θητικòν [τέλος] τελει̃ν).] — которые получали от 500-300,

 3. Ζευγι̃ται — 3-150 и

 4. Θη̃τες — менее 150 мер.

 По этим классам он распределил права и обязанности граждан. Каким образом определялось количество прямых податей, изложено подробно в статье о государственном хозяйстве, см. Πρόσοδοι, Доходы государства, Ι, 11. Относительно военной службы следует заметить, что феты служили только легковооруженными и во флоте, три же первые податные класса — гоплитами, причем только из двух первых классов набиралась конница (см. Exercitus, Войско, 4). Сообразно с этим и права были различны. Доступ к должностям (которые были тогда занимаемы по выбору в народном собрании посредством поднятия руки, см. Χειροτονία, Хиротония), вероятно до должности булевтов включительно, имели только первые три класса, архонтом же мог быть только пентакосиомедимн; феты имели доступ только в народное собрание и в суд гелиастов, влияние которого не было еще так велико, как впоследствии, т. к. архонты, несомненно, еще имели во многих случаях самостоятельную судебную власть. (ср. об олигархическом элементе в государственном устройстве Солона также еще Βουλή и 'Άρειος πάγος, 2, доступ к которому имели тоже только пентакосиомедимны; см. также 'Έφέται, Эфеты) Фратрии и родa сохраняли все еще политическое значение в качестве наблюдателей за чистотой происхождения, как существенным условием права гражданства. Вновь вышедшая замуж гражданка заносилась в списки фратрии мужа, всякий родившийся ребенок — в списки фратрии рода своего отца (ει̉ς φρατρίαν или ει̉ς τοὺς φράτορας ει̉σάγειν, ε̉γγράφειν ει̉ς τò κοινόν или φρατορικòν γραμματει̃oν). Полному изменению в демократическом смысле подверглись учреждения Солона после изгнания Клисфеном Писистратидов. Он совершенно уничтожил ионийский Ф., а фратрии и родa оставил только ради религиозных обычаев, но без всякого политического значения. Вместо того он разделил страну на 10 новых, местных Ф., названных по именам аттических героев: Έρεχθηϊς, Αι̉γηίς, Πανδιονίς, Λεοντίς, Άκαμαντίς, Οι̉νηΐς, Κεκροπίς, Ίπποθωντίς, Αι̉αντίς, Άντιοχίς. Соответственно числу Ф. и число навкрарий было увеличено до 50, а число булевтов до 500. Относительно организации совета, находившейся в связи с Ф., ср. Βουλή, Буле. Во главе Ф. стояли ε̉πιμεληταὶ τω̃ν φυλω̃ν. Φ. были разделены на демы (δη̃μοι), число которых со временем возросло до 174. Большие подробности об управлении в демах, об их обязанностях и об участии в военной службе см. Exeritus, Войско, 4., а об их отношении к родам см. Δη̃μοι, Демос. Таким образом было положено основание неограниченной демократии, которая была еще более развита введением остракизма (см. Έκκλησία, Экклесия, 8) и тем, что большая часть государственных должностей была занимаема по жребию (κλη̃ρος), а не по выборам, как прежде; наконец Аристид (в 479 г.) довершил это демократическое устройство, предложив закон о допущении ко всем государственным должностям всех граждан без различия рождения и имущественного положения. В 307 г. из лести Деметрию Полиоркету число Ф. было увеличено еще на две, Άντιγονίς и Δημητριάς, которые, после его падения получили названия Πτολεμαΐς и Άτταλίς.

II. Дорийские Ф.

 Происхождение дорийских племен сказание соединяет с именем дорийского царя Эгимия. Он уступил Гераклу третью часть своей земли в благодарность за помощь, оказанную ему против лапифов. Сын Геракла, Гилл, и сыновья Эгимия, Диман и Памфил, дали, по преданию, племенам дорян (Гомер уже, Ноm. Od. 19, 177, называл их τριχάϊκες, разделенные на три части) свои имена: Гиллеи, Диманы, Памфилы (Ύλλει̃ς, Δυμα̃νες, Πάμφυλοι). Везде, где есть доряне, находятся и эти племена, которые состоят исключительно из дорян, так что там, где в делах правления принимали участие в более или менее значительном количестве колена недорийского происхождения, они рядом с дорийскими образовали свою собственную Ф., как, напр., в Аргосе и Эпидавре гирнефия, в Сикионе эгиалейская Ф. В Спарте, где дорийское племя было исключительно господствующим и составляло собственно государство, мы видим поэтому только три дорийские Ф., разделенные каждая на 10 об, ω̉βαί, известные тоже под именем φράτριαι, из которых 2 обы гиллеев были царскими обами. Находились ли 30 геронтов в связи с 30 обами (из каждой обы по одному геронту), нельзя положительно утверждать, но это, во всяком случае, весьма вероятно. Пять округов (κω̃μαι), на которые делилась Спарта или ее ближайшие окрестности, именно Πιτάνα, Λίμναι, Μεσσόα и Κυνόσουρα (имя пятого округа неизвестно; он, может быть, назывался 'Έδωλος или Δύμη), неверно называются также Ф. Что Ф. и обы по месту были различны, можно принять с достаточною вероятностью, хотя отношение их к 5 комам неизвестно.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер.

Ф. Любкер.

1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фила
Значение слова фила
Что означает фила
Толкование слова фила
Определение термина фила
fila это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины