Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)

Архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)

Архангельский: 1) Александр Андреевич, русский композитор и дирижер. Родился 11 октября 1846 года в селе Старом Тезикове, Наровчатского уезда, Пензенской губернии. Сын сельского священника, А. с детства слышал церковные песнопения и молитвы, повторяемые дома отцом. Они и народные песни были его первыми музыкальными впечатлениями. Образование получил в пензенской духовной семинарии. Шестнадцати лет сделался регентом местных архиерейских певчих. Под руководством Н.М. Потулова занимался музыкой теоретически и знакомился с церковно-певческим творчеством. Поступил в медико-хирургическую академию, но, не выдержав занятий над трупами, перешел в технологический институт, который также скоро оставил, перейдя окончательно на музыкальное поприще. В придворной певческой капелле он получил звание регента. В 1880 году он сформировал свой собственный хор из 40 человек. Его идея заменить в церковном хоре детские голоса дисканты и альты женскими нашла подражателей. Доведя исполнение своего хора до большого совершенства, А. в 1883 году впервые блестяще выступил с ним публично. Продолжая до сих пор свою концертную деятельность, он довел численность своего хора до 75 человек.

В 1887 году он устроил исторические концерты в С.-Петербурге, в 1898 99 годах совершил с хором артистическую поездку по России, а в 1907 году ездил с ним и за границу. В своих концертах А. знакомил публику с русскими народными песнями, частью в собственной гармонизации, с произведениями церковной и светской хоровой музыки русских и иностранных авторов как старинных, так и современных, составляя программы со вкусом и знанием музыкальной литературы.

Его хор, отличающийся прекрасным подбором голосов, образцовым ансамблем и тонкой отделкой деталей, получил широкую известность, а вся его деятельность громкое общественное признание. В 1900-х годах А. учредил Общество взаимопомощи церковных хоров в С.-Петербурге и стал устраивать грандиозные концерты соединенных хоров, отдавая сбор на образование пенсионного фонда для хористов. В 1887 году А. напечатал первые свои духовные переложения напевов Александро-Невской Лавры ("К Богородице прилежно" и "Утоли болезни") и оригинальное сочинение "Милость мира". За этим последовал ряд других духовных сочинений и переложений, составляющих вместе почти полный годовой церковный круг. Всего А. написал свыше полусотни церковных сочинений, в том числе 2 литургии, всенощную, 8 "Херувимских" и др. Наиболее замечательны по богатству гармонизации и звучности "Заупокойная литургия" и "Панихида". Сочинения А. лишены, однако, определенного, строго выдержанного стиля. В них заметны результаты изучения итальянских мастеров, но проявляется и древнерусский церковный характер. Мелодия обыкновенно поручается верхнему голосу; остальные голоса являются только сопровождающими, поддерживающими гармонию (довольно однообразную). С текстом А. обращается бережно, сохраняя его в целости, избегая перестановок и неудобных повторений слов. 2) Александр Петрович, духовный писатель, протоиерей, воспитанник Казанской духовной академии. Написал "Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом" (Казань, 1883, магистерская диссертация) и ряд статей в духовных журналах. 3) Александр Семенович, историк русской литературы. Родился в 1854 году в Пензе; сын священника. Окончил курс в Казанском университете. В 1882 году за исследование "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882), получил степень магистра русской словесности, за диссертацию "Творения отцов церкви в древнерусской письменности" (5 вып., СПб., 1888; тт. I IV, Казань, 1889 1891) степень доктора. До 1908 года был профессором Казанского университета; в настоящее время читает лекции в СПб. университете. В 1904 году избран членом-корреспондентом Академии Наук. Другие его труды: "Театр до-Петровской Руси" (Казань, 1884); "Св. Кирилл и Мефодий и совершенный ими перевод Св. Писания" (Казань, 1885); ряд специальных исследований под общим заглавием "Из лекций по истории русской литературы"; "Первые опыты мифологических изучений" (Казань, 1893); "Накануне христианства и письменности" (Варшава, 1901); "Литература до-монгольской Руси" (Казань, 1903) и др.; "Образование и литература в Московском Государстве конца XV XVII веков", вып. I III (Казань, 1898 1901); "Zur Geschichte des deutschen Lucidarius" (Берлин, 1897); из области новой литературы несколько брошюр о Жуковском , Пушкине , Григоровиче , Короленко . 4) Григорий Иванович, гигиенист (1837 99); окончил курс в медико-хирургической академии; служил военным врачом, в 1871 году был назначен редактором издававшихся медицинским департаментом "Архива судебной медицины", "Эпидемиологического листка", "Сборника сочинений по судебной медицине" и "Медико-топографического сборника", в которых А. поместил ряд работ по вопросам общественной гигиены и санитарии (перечень его трудов см. в "Критико-библиографическом словаре" С. Венгерова , т. I). С 1884 года старший ординатор николаевского военного госпиталя. Будучи консультантом по врачебным вопросам при петербургской городской думе, А.

много содействовал организации врачебного дела в столице. 5) Константин Федорович, фармаколог (1870 1905). Медицинское образование получил в Томском университете. Был профессором Казанского университета по кафедре фармакологии с бальнеологией. Главнейшие работы А. касаются фармакологии бромистого ареколина (диссертация, 1899 год).

6) Михаил Ферапонтович (умер в 1904 году), духовный писатель, протоиерей, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Состоял членом историко-статистического комитета по описанию с.-петербургской епархии. В бытность преподавателем словесности в с.-петербургской духовной семинарии А. издал "Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях" (СПб., 1857), заменившее устарелый учебник по словесности А. Данского. Состоя членом комитета по описанию с.-петербургской епархии, А. написал полную и обстоятельную, на основании архивных источников, "Историю православной церкви в пределах нынешней с.-петербургской епархии", ч. I (в 1 и 2 выпусках "Историко-статистических сведений о с.-петербургской епархии" и отд., СПб., 1871) и "Историю с.-петербургской епархии с учреждения 1 сентября 1742 года единоличной епископской кафедры", часть 2-я (там же, в 3-м вып., с биографией преосв. Никодима ). Другие его труды: "О жизни и трудах протоиерея И.С. Кочетова" (СПб., 1857); "Полное православно-христианское учение о молитве" (СПб., 1861); "Катехизические беседы", "О Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. в отношении к православной русской церкви" (СПб., 1881); "О тайне св. елея" (СПб., 1895). Ср. "Церковный Вестник" (1904, № 18). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Значение слова архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Что означает архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Толкование слова архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
Определение термина архангельские (а.а. а.п. а.с. г.и. к.ф. м.ф.)
arhangelskie (a.a. a.p. a.s. g.i. k.f. m.f.) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):