Исторический словарь - арсеньев николай сергеевич
Арсеньев николай сергеевич
(16.5.1888, Стокгольм 18.12.1977, Нью-Йорк) богослов, культуролог, историк, писатель. Родился в семье русского дипломата С.Арсеньева. Духовную атмосферу в семье сформировала его мать, Е.Арсеньева (урожд. Шеншина), обучившая сына английскому, французскому и немецкому языкам и привившая вкус к очень широкому кругу чтений: Библия и «Добротолюбие», знакомство в подлинниках с сочинениями Гёте, Гейне, Расина и Мольера, раннее чтение святоотческих текстов Исаака Сирина, Макария Египетского, Св.Франциска Ассизского. Школьное образование А. получил в Московском лицее. Это был период его увлечения философией и греческим языком. Сильнейшее впечатление на лицеиста произвели книги ректора Московского университета князя С.Трубецкого «Метафизика древней Греции» и «Учение о Логосе». Глубокое религиозное воспитание, полученное в семье, было созвучно атмосфере русского религиозно-философского ренессанса начала XX в. В 1906 А. поступил на историко-филологический факультет Московского университета с уже сложившимся, по его мнению, мировоззрением, которое он называл философией сердца, освещавшей смысл жизни и живой лик Божества. Увлеченность А. религиозно-философской проблематикой эпохи средневековья и платонизмом эпохи Возрождения вылилась в целый ряд публикаций «В поисках Абсолютного Бога» (М., 1910); «Плач по умирающем Боге» (М" 1912); «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения» (Журн. мин-ва народи. просвещения, 1913, янв. и февр.). Большое значение на духовную жизнь А. оказали философские кружки и салоны, которые он довольно активно посещал: Психологическое общество при Московском университете под председательством А.Лопатина: Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: «Кружок ищущих духовного просвещения» под руководством В.Кожевникова. После окончания университета (1910) с дипломом 1 -и степени А. был оставлен для подготовки к профессорскому званию и получил возможность совершить заграничную поездку в научные центры Мюнхена, Фрейбурга и Берлина (1910-12). В 1912 А. сдал магистерские экзамены и в марте 1914 был избран приват-доцентом Московского университета по кафедре западноевропейской литературы. В период 1 -и мировой войны (с сент. 1914 по сент. 1916) А, был мобилизован и проходил службу в Красном Кресте на Северо-Западном фронте, В сентябре 1916 курсом «Мистическая поэзия средних веков» А. возобновил свою педагогическую деятельность на историко-филологическом факультете Московского университета. Специальные курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения одновременно читались им на Московских Высших женских курсах и в Московском Народном университете им.А.Шанявского. В 1918 А. был избран профессором нового Саратовского университета. Религиозно-мистические интересы А. этого периода нашли отражение в его более поздних публикациях: «Античный мир и раннее христианство» и «Жажда подлинного бытия» (обе Берлин, 1922). В марте 1920 А. эмигрировал. С 1920 по 1944 жил в Кенигсберге, где на философском факультете университета последовательно занимал должности лектора русского языка, приват-доцента, доцента, сверхштатного профессора по русской культуре и истории русской духовной жизни. Одновременно с 1926 по 1938 был профессором по Новому Завету и по истории религий и сравнительному богословию на православном факультете Польского государственного университета в Варшаве. Развиваемые им идеи вызывали неизменный интерес не только среди философов-эмигрантов, но и в широких научных кругах Западной Европы.А. часто приглашали читать отдельные лекции в университеты Лозанны, Берна, Оксфорда, Кэмбриджа, Лондона, Гренобля, Страсбурга. В мае 1945 он переехал в Париж, а в феврале 1948 в Нью-Йорк, где в Православной духовной академии Св. Владимира занял должность профессора. Несмотря на признанный авторитет и известность, мыслитель в эмиграции пребывал в состоянии интеллектуального одиночества. «Я жил, в общем, на отлете», писал он в очерке «О русской эмиграции» (Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974). Возможно, определенную роль сыграло нежелание А. участвовать в эмигрантских философских дискуссиях, возможно, его взгляды представлялись слишком самобытными и не находили своих последователей. Вместе с тем А. вел весьма активную жизнь: частые лекционные поездки, участие в экуменическом движении (участник католических конгрессов и конференций, в 1964 был представлен папе римскому Павлу VI). А. активно сотрудничал в бердяевском журнале «Путь», где публиковал как аналитические статьи («Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь», № 3; «Пессимизм и мистика в древней Греции», № 4-5; «О духе нашего времени», № 6), так и обзорно-информационные («Современные течения в католичестве и протестантстве в Германии», № 1: «О современном положении христианства», № 7; «Лозаннская конференция», № 10; «Религиозные съезды в Ньюкастле и Кембридже», № 20: «Религиозное движение молодежи в Германии», № 23; «Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира», № 31 и др.). Проявившийся в публикациях интерес А. к западноевропейской религиозной и церковной жизни не был, однако, определяющим в общем спектре его духовных исканий. В сущности А. был мыслителем одной темы духовной культуры России и русского православия, Структура и стилистика сочинений А. такова, что его можно вполне принять за богослова, но по сути он историк религиозной культуры (Запада и Востока), философ культуры с «больным сознанием». Болезнь эта была всепоглощающей и всерадостной, т.к. называлась Россией с ее трагической судьбой и с вечными ценностями ее культуры, которая в своей православной форме жизни преизбыточествующей единственно способна к преображению мира и жизни. А. был убежден в том, что существует некий высший смысл и непререкаемый внутренний закон творения и жизни, как жизни мира, так и жизни человека. Основные мотивы и обоснование этой убежденности А, изложил в своем учении о Логосе Божием, который понимался не только как основа творения вообще, но и как средоточие истории человечества, как специфический духовный центр, невольно притягивавший всякого человека, приходящего в мир. Воплощенный Логос Божий, воплощенное Слово Божие, по глубочайшему убеждению А., есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий о мире. В Логосе решающим образом раскрылась и вошла в мир воплощенная Любовь Божия основоположный закон и «задний фон» бытия всего мира. Размышляя о структуре мира, А. видел в нем огромное величие: «В этих круговых вращениях электронов, в этом огромном напряжении и устремлении сил, из взаимодействия которых рождается то, что мы называем материей, здесь есть не только захватывающий зов глубин, уходящих в бесконечность, но и красота и планомерность, поражающие наш ум. Мы начинаем понимать слова о Премудрости, лежавшей в основе мироздания, подобно тому, как эту Премудрость разумел автор книги Иова и авторы псалмов, когда они восхищались величием Божиим». Нет никакого сомнения в том, что подобные рассуждения в значительной мере носят профетический характер, но это профетИзм не религиозного фанатика, а углубленного ученого-богослова и тонкого мыслителя, пытающегося философски осмыслить пласты христианской культуры и осветить онтические аспекты мудрости античного и христианского миров. Соч.: Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966: О Достоевском. Четыре очерка, Брюссель, 1972; Единый поток жизни: К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте в мире, Мадрид. 1974; О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века / Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое арсеньев николай сергеевич
Значение слова арсеньев николай сергеевич
Что означает арсеньев николай сергеевич
Толкование слова арсеньев николай сергеевич
Определение термина арсеньев николай сергеевич
arsenev nikolay sergeevich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):