Исторический словарь - арсений (имя духовных писателей и проповедников)
Арсений (имя духовных писателей и проповедников)
Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляет очень большие трудности. В принадлежащих А. изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков. А. не знал греческого языка научно, хотя превосходно читал и переводил с него.
Тем не менее, в нашей духовной литературе они представляют явление выдающееся. Среди самостоятельных исследований А. первое место занимает "Летопись церковных событий", в 1900 году, вышедшая 3-м изданием: серьезное справочное пособие. Из массы статей и брошюр здесь отмечаются только наиболее важные (Полный перечень до 1889 года см. в "Словаре" С.А. Венгерова , т. I). "Судьба православной греко-италийской церкви" (Русская Беседа, 1859); "Состояние православной церкви в Далмации" ("Духовный Вестник", 1863); "Очерки истории греческой церковной общины в Венеции" (там же, 1864); "Состояние православной церкви у русских в Венгрии в XIV XVII веках" (там же, 1865); "Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867); "Евстафий, митрополит Солунский XII века" ("Духовный Вестник", 1868); "Русские в Венгрии" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868); "Судьбы христианства в южной Аравии" ("Православное Обозрение", 1868); "Максим, патриарх Константинопольский" (там же); "Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII века" (там же, 1868); "Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX века до настоящего времени" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870); "Христианство в северной Аравии" ("Православное Обозрение", 1870); "Очерки истории православно-греческой церкви на острове Сицилии" ("Православное Обозрение", 1871); "Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского" ("Православное Обозрение", 1872); "Очерк жизни Феолепта, митрополита филадельфийского" ("Странник", 1872); "Епископ Симеон Концаревич" ("Странник", 1872); "Готская епархия в Крыму" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1873); "Очерк жизни и деятельности Каллиста, патриарха Константинопольского" ("Православное Обозрение", 1873); "Состояние церкви в Африке в эпоху владычества вандалов" ("Христианское Чтение", 1873); "История североафриканской церкви с 534 года до конца ее существования" ("Христианское Чтение", 1873); "Записки о мученичестве св. Арефы" ("Странник", 1873); "Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества" ("Православное Обозрение", 1876); "О жизни и сочинениях Иосифа Вриенния, патриарха Константинопольского" ("Православное Обозрение", 1879); "Несколько страниц из истории христианства в Персии" ("Христианское Чтение", 1881); "Николай Мефонский" ("Христианское Чтение", 1882 1883); "Макарий Магнезийский" ("Христианское Чтение", 1883); "Описание одного греческого сборника Синайского монастыря" ("Христианское Чтение", 1884); "Феофан Керамевс" ("Христианское Чтение", 1884). См. биографический очерк в "Новгородских Епархиальных Ведомостях" (1903); А. Родосский , "Памяти преосвященного Арсения" ("Христианское Чтение", 1903). Оценка ученой деятельности А. в статье профессора А. Спасского в "Византийском Временнике" (1903). 4) А., в миру Александр Иванович Минин (1823 1879), духовный писатель. Служил конторщиком и бухгалтером. Приняв монашество в русском на Афоне Пантелеймоновском монастыре, А., по поручению афонских старцев, приискал для иноческой обители место в Абхазии, близ Сухуми. Здесь были построены церковь и келии для монахов, основано училище для мальчиков-туземцев. При начале турецкой войны все это было разорено турками, но вскоре затем восстановлено. Главные труды А.: "Маргарит" (3-е изд., М., 1882); "Путеводитель по святому граду Иерусалиму и окрестностям его" (5-е изд., М., 1885); "Страсти Христовы" (М., 1879); "Животворящий крест Христов" (4-е изд., М., 1886); "Путь ко спасению" (Заповеди Господни, 6-е изд., М., 1880); "Вразумление заблудшим" (5-е изд., М., 1881); "Единое на потребу" (СПб., 1873); "О загробной жизни" (8-е изд., М., 1887); "Указание пути в царствие небесное" (3-е изд., М., 1881); "Душеполезные размышления" (10 выпусков, М., 1878 89). Напечатаны также "Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха А. к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности" (М., 1883, 1890 и 1897); "Краткие мысли и заметки в Бозе почившего афонского старца иеромонаха А." (М., 1894). см. свящ. И. Воинов, "Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря иеромонах А." (4-е изд., М., 1899); "Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь" (М., 1899). 5) А. (в миру Алексей Могилянский, 1704 70), придворный проповедник императрицы Елизаветы Петровны . Образование получил в киевской духовной академии; был епископом переяславским, потом митрополитом киевским. Некоторые его проповеди были напечатаны в 1742 44 годах в Москве, а в Киеве служба и акафист св. Димитрию Ростовскому. 6) А. (в миру Феодор Павлович Москвин; 1797 1876), духовный писатель, сын диакона костромской епархии, магистр Петербургской духовной академии, в которой преподавал Священное Писание Ветхого Завета и нравственное богословие. Был епископом тамбовским и шацким, архиепископом подольским, волынским, с 1860 года митрополитом киевским и галицким. В Тамбове А. ратовал против сектантов: представил в 1839 году высшему начальству "Записку о молоканской и других сектах в тамбовской епархии" (напечатана в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1875), написал в руководство духовенству особое "Наставление священнику относительно отпадших от церкви в секту молоканскую" (2-е изд., 1845). Другие его труды: "Толкование на первые двадцать шесть псалмов" (Киев, 1873), "Собрание слов, бесед и речей" (СПб., 1873 1874), "Изъяснение божественной литургии" (2-е изд., Киев, 1879). См. "Пятидесятилетний юбилей высокопреосвященного А., митрополита киевского и галицийского" (Киев, 1873); В. Певницкий , "Воспоминания о покойном митрополите киевском А." (Киев, 1877). Письма А. к херсонскому архиепископу Иннокентию напечатаны в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1884 год, № 8; к архиепископу кишиневскому Антонию Шокотову в том же журнале за 1891 год, № 1; к протоиерею Лебединцеву в "Киевской Старине" за 1900 год, октябрь.В "Русском Архиве" 1892 года (февраль) напечатаны весьма любопытные письма А. к архиепископу костромскому Платону . 7) А. (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий; родился в 1862 году), сын священника, воспитанник киевской духовной академии; в 1899 году возведен в сан епископа волоколамского, третьего викария московской митрополии; в 1903 году назначен епископом псковским и порховским; с 1910 года архиепископ новгородский.
В 1906 году А. был назначен председателем учебного комитета при Святейшем Синоде; в 1907 году избран членом государственного совета. В 1906 году был членом предсоборного присутствия и состоял в нем председателем V отдела о реформе церковно-учебных заведений. С 1887 по 1895 год состоял редактором "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", где напечатал много статей.
Главные труды А.: "Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх молдовлахийский и митрополит кишиневский" (Кишинев, 1894, магистерская диссертация); "Исследования и монографии по истории молдавской церкви" (СПб., 1904, докторская диссертация); "Дневник студента-паломника на Афон" (Киев, 1886); "Положение православного духовенства в Румынии" (Кишинев, 1889); "Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях" (Кишинев, 1891), "Журнал секунд-майора фон-Роана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787 1790 годах, с историческими и топографическими примечаниями" (Кишинев, 1892); "Архимандрит Андроник, игумен Новонямецкого монастыря в Бессарабии" (Кишинев, 1895); "Из современной церковной жизни в Румынии" (Сергиев Посад, 1901). См. "Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения, епископа псковского и порховского" (Псков, 1904). .