Исторический словарь - бакланов георгий андреевич
Бакланов георгий андреевич
В 1901 Б. перевелся в Петербургский универститет (который так и не окончил). Здесь, в столице, он был прослушан педагогом и знаменитым в прошлом баритоном И.Прянишниковым, который настолько увлекся редкостным дарованием нового ученика, что взял его с собой в путешествие по Италии. В Милане Прянишников представил Б. профессору Витторио Вандзо.
У него консультировались, проходили новые партии, совершенствовали вокальную технику известные русские артисты (в томчисле Л.Лашовская и Д.Смирнов). У Вандзо Б, занимался вплоть до возвращения на родину в конце 1903, Его первое выступление на сцене состоялось в январе 1904 в Киеве в партии Амонасро в опере Дж.Верди «Алда». Эту роль Б. готовил под руководством В.Лосского, известного оперного режиссера и певца. Несмотря на тщательную подготовку, дебют не обошелся без курьеза. В своих мемуарах Лосский рассказывает, что перед выходом на сцену Б. забыл завершить гримировку и «черный эфиопский царь появился с белой шеей и белыми руками!.. В публике раздался смех. Но как только дебютант открыл рот и дал первую ноту, публика замерла: это был из ряда вон выходящий голос. Звук лился, звенел, чаровал тембром, потрясал мощью. Успех был решительный». Окрыленный, Б. отправился в Петербург на пробу в Мариинский театр (февр. 1904). Несмотря на высокую оценку его таланта авторитетными артистами, включая Л.Собинова, Б. не получил приглашения в первый театр России и был вынужден подписать контракт с частной антрепризой на выступления в Житомире и Каменец-Подольске. В Ригу, куда отправилась труппа после Украины, его не взяли, т. к, посчитали слишком молодым, чтобы «петь в таком большом и музыкальном городе». Б, возвратился к Прянишникову в Петербург, продолжил у него занятия, а затем переехал Москву и с блеском выступил в театре С.Зимина в своей «коронной» партии в рубинштейновском «Демоне» (15.4.1905). На спектакле присутствовал директор императорских театров В.Теляковский, год назад отказавший ему в поступлении в Мариинский театр.На этот раз Теляковский пожелал во что бы то ни стало заполучить молодого артиста. Б, не поверил его посулам и заключил контракт на следующий сезон с Зиминым, но Теляковский добился своего заплатил Зимину неустойку, и уже 20 апреля новый баритон появился впервые на сцене Большого театра. В своем первом сезоне в Большом театре Б.
исполнял партии Валентина в «Фаусте» Ш.Гуно, Амонасро в «Аиде» Дж.Верди, Эскамильо в «Кармен» Ж.Бизе. Но особенно прославился артист в роли Демона. Трактованный им в соответствии с врубелевским образом, «без пошлых крыльев, с огнеными глазами... его Демон был духом отрицания и зла». Вскоре судьба свела Б. с С.Рахманиновым.Ф.Шаляпин отказался от участия в премьерах его опер «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь», и молодому артисту поручили первое исполнение главных партий Ланчотто и Барона. Впервые Б. довелось осваивать роли, не имеющие никаких исполнительских традиций. Опираясь на авторские пожелания и помощь известного артиста Малого театра А.Ленского, Б. создал впечатляющие образы, оказавшись на высоте требований, предъявляемых музыкой Рахманинова. Его выступление на премьере 11.1.1906 полностью удовлетворило автора. Партнерша Б. в тот вечер, ведущая солистка Большого театра Н.Салина, так пишет о нем в своей книге «Жизнь и судьба»: «Юный, высокий, стройный красавец с баритоном необычайной красоты и силы. Он только начинал свою карьеру, но уже чувствовалось, что далеко пойдет. Действительно, пробыв недолго в Москве, он уехал за границу, и скоро зарубежная пресса стала приносить нам известия о его колоссальном успехе». За рубеж Б. отправился в 1909, а до того успел выступить в Большом театре в 14 операх. Он исполнил Руслана Глинки и Князя Игоря А.Бородина, партии Виндекса в «Нероне» А.Рубинштейна и Поярка в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова, спел вердиевских Риголетто и Тельрамунда («Лоэнгрин»), Зургу в «Искателях жемчуга» Ж.Бизе репертуар разнообразный и неординарный (от лирической партии Онегина до басовой Руслана). В 1909 Б. начал серию блистательных выступлений на сценах США. Он участвовал в открытии и в первом сезоне оперы в Бостоне (совм. с Л.Липковской и Е.Бронской), пел в Чикаго, в Нью-Йорке. В 1910 выступил в Венской придворной опере: Яго в «Отелло» Дж.Верди, моцартовский Дон Жуан, басовая партия Нилаканты в «Лакме» Л.Делиба. В 1911 русский баритон имел сенсационный успех в Германии, выступив в Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Берлине, где пел Риголетто и Скарпиа в «Тоске» Дж.Пуччини. В том же году он пересек Атлантику и появился на сцене крупнейшего театра Южной Америки «Colon» в Буэнос-Айресе, а в «La Scala» пел Демона по приглашению великого дирижера А.Тосканини. В 1912 пел в Праге, в 1913-в парижской «Grand-Opera», весной 1914 -в Монте-Карло, в театре «Casino», собиравшем в то время (как «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке) лучшие исполнительские силы мировой оперы. Здесь Б. вместе с Э.Карузо и Липковской выступил в «Риголетто», с М.Кузнецовой-Бенуа в «Тоске», с Дж.Мартинелли в «Девушке с Запада» Дж.Пуччини, с Липковской в премьере оперы А.Понкьели «Валенсианские мавры». Это лишь некоторые из зарубежных гастролей великого артиста. Будучи солистом Бостонской оперы (191114), Б. в каждом сезоне возвращался и выступал на родине. В Большом театре ему довелось участвовать в знаменитой постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в 1911 с участием Л.
Собинова, А.Неждановой, И.Петрова, Л.Балановской, под управлением прославленного немецкого дирижера А.Никиша. В Петербурге артист пел на сценах Мариинского театра и Народного дома (1913). В 1915 серию спектаклей с участием Б. дала Киевская опера. С этого года Б. подписал контракт с оперным театром в Чикаго, вторым по значению театром США, собиравшем труппу, способную соперничать с «Metropolitan Opera» Р.Страччари, АТалли-Курчи, Т.Скипа.Б. покинул родину, как он полагал, на время, но оказалось навсегда. В Чикагской опере Б. являлся первым баритоном (до 1930). После окончания 1-й мировой войны Б. снова появился в Европе, гастролировал в Варшаве, Париже, Белграде, Берлине. В столице Германии он был первым исполнителем партии Грозного в европейской премьере «Царской невесты» Римского-Корсакова, пел Мизгиря в «Снегурочке» (1923). По завершении работы в Чикагской опере она 1930 перебрался в Германию, приобрел дом в предместье Берлина.Б. занял значительное положение в артистическом мире германской столицы. Он сыграл решающую роль в выборе творческого пути юной М.Чеботаревой, определив ее будущее оперной певицы вскоре она стала знаменитой Марией Чеботари, примадонной опер Вены, Берлина и Дрездена. После прихода к власти нацистов Б. переехал в Швейцарию и уединился в имении близ Базеля, где он и окончил свои дни. Несмотря на недолгую жизнь, Б. успел пережить свой голос и свою славу. Об этом свидетельствуют его последние записи, произведенные в Берлине в начале 1930-х. Артист тогда только что перешагнул 50-летний рубеж, возраст для баритона некритический, а уже слышны (сравнительно с ранними записями) значительные потери в голосе. Очевидно, сказалась безостановочная, в буквальном смысле слова, «на износ», работа на протяжении 25 лет. Но и эти поздние записи Б. производят большое впечатление. Ощущается высокий класс настоящего мастера, не знающего вокально-технических проблем, не щадящего ни свой голос, ни свои силы.Б. записывался довольно много, но не всегда удачно. Первые записи 1907 в Москве он был вынужден сделать с аккомпаниментом фортепиано, а не оркестра, поэтому в ариях имеются значительные купюры. Пластинки 1907, выпущенные компанией «Gramophone», быстро «уценились» и перешли в разряд более дешевых с маркой «Zonophone». В 1911 в США Б. записывал пластинки для компании «Columbia» и продолжил с нею сотрудничество в 1918.
Компания «Gramophone», лидер граммофонной индустрии в Европе, произвела (в Милане или в Вене) сеанс записей великого русского баритона в 1913, В числе этих фонограмм имеются и лучшие в его звуковом наследии.Б. ошибочно приписывают несколько пластинок, выпущенных киевской компанией «Экстрафон» под маркой «Артистотипия» в 1914-15. В 1919 голос артиста записывала в США компания «Victor». Матрицы были переданы компании «Gramophone» для выпуска пластинок в Европе. Эти диски (с маркой «His Masters Voice») входили в серию пластинок ведущих артистов мира, представленных компанией. В 1923 (или 1924) несколько пластинок Б. записал в Берлине для «Vox», радио и граммофонного предприятия. Все это были т.н. акустические записи (осуществлены при помощи рупора). К микрофону Б. встал, когда его голос уже утрачивал свои исключительные качества. Репертуар пластинок артиста состоит почти полностью из оперных арий, некоторые исполнены на итальянском и французском языках. Два дуэта (в 1911 и 1913) записаны в ансамбле с Липковской. Лучшие записи Б. полностью подтверждают его высочайшую художественную репутацию. Он ни в чем не уступает своим современникам-итальянцам в «их» репертуаре. Но некоторые записи неудачны Мефистофель и Борис Годунов. Слишком сильны впечатления от созданных Шаляпиным шедевров, в сравнении с которыми Б. явно проигрывает. Зато к числу бесспорных удач относятся замечательные исполнения фрагментов из «Демона», относящиеся к разным годам. Даже поздняя запись «Клятвы» свидетельствует, что восторги тех, кто слышал и видел Б. в этой роли, не преувеличены. Великолепен Б. в ролях «злодеев», его Яго, Барнаба в «Джоконде» А.Понкьели исполнены на уровне мировых образцов. Искусство великого русского артиста никогда не забывалось ни на Западе, ни на родине. В Австрии в 1970-х «Preiser» выпустил пластинку Б. в серии выдающихся певцов 1920-30-х. Фирма «Мелодия» выпускала монографические пластинки певца в 1977 и 1987. .