Исторический словарь - бакст лев самойлович
Бакст лев самойлович
Аскназия, К.Венига и П.Чистякова. В ранних исторических и бытовых полотнах проявилось влияние передвижничества и позднего академизма. В 1888-92 работал над иллюстрациями для детских книг и периодических изданий «Художник» и «Петербургская жизнь». В 1890 сблизился с кружком А.Бенуа. В 1891 путешествовал по Германии, Испании, Италии, Швейцарии.
С 1893 по 1897 жил подолгу в столице Франции, работал над картиной «Встреча адмирала Авелана в Париже» (закончена в 1900); совершенствовал рисунок в студии Ж.-Л.Жерома, а живопись в академии Р.Жулиана и на занятиях с финским художником А.Эдельфельтом. В 1896 ездил в Мадрид, в 1897-в Алжир и Тунис. Выполненные маслом и акварелью пейзажи и портреты Б. (в числе последних портреты-типы: «Испанец», 1891, акварель; «Молодой дагомеец», 1895, акварель и др.) экспонировались на выставках: Академических (1890, 1896, 1897), рисунков русских художников «Blanc et noir» (1890), Общества русских акварелистов (1891-97), Международных в Дрездене (1892) и Берлине (1896) и др.К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом объединения молодых художественных сил России. Ему принадлежала идея «Выставки русских и финляндских художников», устроенной С.Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала «Мир искусства» (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке «Современное искусство» (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др.
Особое место среди работ Б. 2-й половины 1890-х 1900-х занимали портреты деятелей культуры Серебряного века: В.Нувеля, акварель, 1895; Д.Философова, пастель, 1897: А.Бенуа, акварель, пастель, 1898; И.Левитана; Ф.Малявина (оба литогр., 1899); В.Розанова, пастель, гуашь, 1901; З.Гиппаус, черный карандаш, мел, сангина, 1906: С.Дягилева, масло, 1906; А.Павловой, итальянский карандаш, 1908 и др. Развиваясь в русле мировых художественных процессов, творчество Б. обнаружило в начале ХХв. характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов «Мир искусства» 1902-4, «Золотое руно», 1906) и в таких станковых работах как «Ужин» (масло, 1902), «Ливень» (гуашь, тушь, 1906), «Ваза» (гуашь, акварель, 1906). В последней, запечатлев себя и свою жену бредущими по двум тропинкам, огибающим большую садовую вазу, Б. отразил перипетии личной жизни. В 1903 он женился на Любови Павловне Гриценко дочери П.Третьякова, вдове художника Н.Гриценко; для совершения религиозного обряда перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 у Б. родился сын Андрей (1907-1972), в будущем художник театра и кино. Брак оказался непрочным, в 1910 супруги развелись, и Б. вернулся к религии предков; однако сохранил с женой и сыном дружеские отношения, поддерживал их материально. В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: «Пристань в Ментоне» (масло, 1903), «Оливковая роща в горах» (масло, 1903-4), «Море» (масло, 1908). В 1907 Б. вместе с В.Серовым побывал в Греции, завершил панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», масло, 1908). В этот период Б. был увлечен идеей неоклассицизма, что проявилось в его публицистических выступлениях, педагогической деятельности в студии Е.Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном творчестве, до конца остававшемся неотрывным от модерна. Наиболее полно Б. реализовал себя в театре. В 1901 с группой коллег по «Миру искусства» работал над эскизами декораций и костюмов к неосуществленной постановке в Мариинском театре балета Л.Делиба «Сильвия». В последующие годы в оформлении Б.
были поставлены пантомима «Сердце маркизы» (1902) в Эрмитажном театре, балет И.Байера «Фея кукол» (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и Софокла «Эдил в Колоне» (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла «Антагона» (1904, частный спектакль И. Рубинштейн). В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: «Лебедь» в исполнении А.Павловой и др.), С 1909 работал в антрепризе С.Дягилева, с 1911 ее художественный директор. Отказ от канонов классического балета, слияние танца и пантомимы, изобразительность хореографии, стремление к стилистическому соответствию выразительных средств представляемой эпохе повышали роль художника, делая его соавтором балетмейстера.Б. стал одной из центральных фигур Русских сезонов, выполнив эскизы декораций и костюмов к балетам, слагающимся в несколько тематических циклов. Первый из них ориентальный («Клеопатра» на муз.А.Аренского, С.Танеева, М.Глинки и др., 1909; «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» И.Стравинского, 1910; «Синий бог» Р.Гана и «Тамара» М.Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, «в цвета страсти и сказки». Второй европейский («Карнавал» Р.Шумана, 1910; «Призрак розы» КМ.Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер.
Третий античный («Нарцисс» Н.Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя», М.Равеля, 1912; «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси, 1912), где проявилось увлечение художника греческой архаикой и Эгейской культурой. В работе для сцены раскрылась способность Б., разделяя мирискусническую влюбленность в искусство прошлого, смело переосмысливать его мотивы, подчинять их вкусам, настроениям, ритмам своей эпохи. Отразив тенденцию времени к синтезу искусств, спектакли, оформленные Б., становились движущейся живописью или зримой музыкой: танцующие фигуры, приводя в движение яркие пятна одежд, покрывал, шарфов, образовывали новые и новые гармонии. Созданные им эскизы костюмов оказывались проектами будущего сценического образа, помогавшими М.Фокину, В.Нижанскому и др. балетмейстерам и танцовщикам найти соответствующее хореографическое решение.Б. во многом определил то воздействие, которое Русские сезоны оказали на мировой балет и декорационное искусство. Конец 1900-х начало 1910-х самый плодотворный период в творчестве Б. Он работал также над эскизами костюмов и декораций для антрепризы И.Рубинштейн (мистерии Г.ДАннунцио «Мученичество Святого Себастьяна» и «Пизанелла», 1911 и 1913: драма О.Уайльда «Саломея», 1912; трагедия Э.Верхарна «Елена Спартанская», 1912), для труппы А.Павловой (балет на муз. «Восточная фантазия» М.Ипполитова-Иванова и М.Мусоргского, 1913; балет П.Чайковского «Спящая красавица», 1916), для парижских и лондонских театров. Влияние Б. перешагнуло границы рампы, сказалось в оформлении интерьера и в светской одежде.
Крупнейшие парижские модельеры Пуаре, Пакен, Борт, Куртизье создавали модели, навеянные бакстовскими спектаклями, и сам художник приходил к сотрудничеству со знаменитыми фирмами, принося в костюм яркую театральность. Обосновавшись в 1910 в Париже, Б. после этого лишь несколько раз побывал в России. Приезды осложнялись из-за распространявшегося на него закона о черте оседлости. Только после избрания в 1914 действительным членом Академии художеств Б. получил право на проживание в Петербурге, но началась 1-я мировая война, и ему больше не суждено было попасть на родину. Не осуществилась и постановка в Мариинском театре мимодрамы-балета Ж.Роже-Дюкаса «Орфей», над эскизами декораций и костюмов к которому Б. работал в 1914-15 в Швейцарии и в Париже. С дягилевской антрепризой Б.продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету «Шутницы» Д.Скарлатти (1917), к балету П.Чайковского «Спящая красавица» (1921) и др. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров «GrandОрбга», «Theatre Jumnase», «F6mina», «de la Renaissanse».
Б. был отзывчив на художественные искания более молодых мастеров: в его работах можно увидеть соприкосновения и с фовизмом, и с кубизмом. Однако с годами Б. становился все более одинок, его мучило сознание, что основные его достижения позади. Оформляя «Спящую красавицу», он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Все тяжелее становился отрыв от родины. «Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры. Они русские не только по костюмам, но и по жестам. Зачем они? Художник сам не знает», писал один из критиков. Эти образы легли в основу постановок в 1922 в театре «Femina» по сценарию самого Б.мимодрамы «Подлость» и водевиля «Старая Москва». Диссонансы между традиционными национальными мотивами и жесткими геометризованными формами выражали и ностальгию мастера, и неприятие им многого в современной действительности. Таким образом, в поздних созданиях Б. проявились черты, становящиеся характерными для художественной культуры русской эмиграции.
В 1910-е начале 1920-х Б. не оставлял работы над портретами (в числе его моделей Ж. Кокто, 1911; Л.Мясш, 1914; В.Цукки, 1917: И.Рубинштейн, 1921; И.Бунин, 1921), выполнил ряд декоративных панно, среди которых семь на сюжет сказки Ш.Перро «Спящая красавица» для особняка Д.Ротшильда в Лондоне (1914-22). Занимался литературной работой, публиковал статьи, выступал с лекциями о современном искусстве и одежде. Много раз выезжал в различные города Западной Европы, в начале 1924 побывал в США в Вашингтоне и Нью-Йорке. Летом 1924 во время репетиции труппой Рубинштейн в парижском «Grand-Opera» балета «Истар» на музыку В.дЭнди по сценарию Б. и в его оформлении с художником случился нервный припадок. В конце года он скончался в клинике Руаль-Мальмезена и был похоронен на кладбище Батиньоль. В зарубежный период своей жизни Б. участвовал во многих международных выставках. В 1910 на выставке в Брюсселе был награжден Большой золотой медалью, в 1911 был избран вице-президентом жюри Общества декоративных искусств во Франции; стал членом Осеннего салона в Париже и Брюссельской Королевской академии.Персональные выставки Б. при его жизни и после его смерти прошли в Париже (1957), в Лондоне (1912, 1913, 1917, 1976), в Брюсселе, в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, в Чикаго и в др. городах Европы и Америки. В 1992 выставка произведений Б. из петербургских собраний состоялась в Русском музее. Произведения Б. хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им.
Пушкина, в Театральном музее им.А.Бахрушина в Москве, в Русском музее, и Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее декоративных искусств в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Эшмолиана в Оксфорде, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в др. отечественных и зарубежных собраниях. Архив Б. в отделе рукописей Третьяковской галереи. Соч.: Пути классицизма в искусстве // Аполлон, 1909, № 2-3; Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин, 1924. .