Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - болеславский ричард валентинович

Болеславский ричард валентинович

(наст. фам. Стржезницкий) (4.2.1889 (?), Дембова Гура, Плоцкой губ. 17.1.1937, Лос-Анджелес) актер, режиссер, сценограф, педагог. После смерти отца, художника Валенты С., семья переехала в Одессу.

С 6-го класса гимназии Б, выступал в любительских спектаклях одесского «Польского очага» («Ognisku Polskim»), затем в спектаклях русской передвижной труппы: играл Генриха в «Потонувшем колоколе» Г.Гауптмана, Эроса в «Эросе и Психее» Г.Жулавского. Учился в Новороссийском и Московском университетах. С 1908 артист Московского Художественного театра (МХТ), в котором сыграл 20 ролей.

В 1909 успешно дебютировал в большой роли Беляева в пьесе И.Тургенева «Месяц в деревне» (исполнение ее высоко оценила и польская критика во время гастролей театра в Варшаве в мае 1912). В 1911 с неменьшим успехом сыграл Левку в пьесе С.Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» В.Шекспира, в 1914 Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К.Гольдони. Среди других ролей Пан Врублевский в «Братьях Карамазовых» (1910), адвокат Петрушин в «Живом трупе» Л.Толстого (1911), Аслак в «Пер Гюнте» Г.Ибсена (1912), Альсид в «Браке поневоле» Ж.-Б.Мольера (1913), Барановский в «Осенних скрипках» И.

Сургучева. Актер В.Попов называл Б. «любимцем К.Станиславского» и характеризовал его как человека «исключительной одаренности»; «Он был замечательным актером, режиссером, гимнастом, фехтовальщиком, танцовщиком, художником-живописцем, скульптором, художником-декоратором и умел делать многое, что связано с театром». С.Гиацинтова вспоминала: «При всем своем авантюристическом складе, Болеславский был очень талантлив, рыцарски предан театру, наделен явными организаторскими способностями и несомненным человеческим обаянием», В 1912 Б.

один из организаторов 1-й студии МХТ, в которой освоил систему Станиславского. Поставил в 1913 «Гибель «Надежды» Г.Гейерманса, в 1914«Калики перехожие» В.Волькенштейна. Работу над «Балладиной» Ю.Словацкого не закончил, т.к. разошелся со Станиславским в трактовке пьесы. По словам П.Маркова, в режиссуре ему было свойственно «стремление к монументальности и безусловной героике», «его влек широкий размах и глубина чувств». Работая над «Гибелью «Надежды», он «перенес действие в маленькую рыбачью лачужку, дал жанровую картинку матросской попойки, а в 3-м действии передал прибой волн, треск снастей, гул ветра. «Море» было невидимым окружением, которое диктовало стиль спектакля... Болеславский чувствовал и любил простое на театре. Такое же простое ценность жизни, горе, радость передавал он в «Гибели «Надежды» теми же актерскими приемами: взглядом, всхлипом, внезапным криком... Сила спектакля заключалась в том, что он подошел к первоначальному в человеке и «первоначальное» довел до остроты». Занимаясь режиссурой, Б. оставался и актером, сыграл Вильгельма в «Празднике мира» Г.Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатой ночи» Шекспира (1917). Летом 1914 совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.

В том же году дебютировал в кино: играл в фильмах Я.Протазанова «Мимо жизни» («Сказка жизни») художника Волина, в «Танце вампира» исполнял новый характерный танец. В 1915 поставил свои первые фильмы «Три встречи» и «Ты еще не умеешь любить», позднее «Семья Поленовых», «Не разум, а страсть правят миром», «Домик на Волге». В 1916 ушел добровольно на фронт, служил корнетом в Польской уланской дивизии. Из армии писал В.Лужскому: «У меня взвод в 40 человек и команда разведчиков в 20. Жуткое и страшное чувство отвечать за всех и каждого. За жизнь и судьбу стольких людей». В 1918 был откомандирован на курсы телеграфистов в Москву и возвратился в студию. 14.1.1920 Б. уехал в Польшу. С апреля начал работу в Большом театре в Познани, поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-X.Бергера. Спектакль был хорошо принят, но Б. стремился перейти в театр Ю.Остэрве «Редута». Это ему не удается. Тогда по предложению А.

Шифмана он поступил режиссером и актером в варшавский Театр Польский. Подготовленный в его сценической композиции (вместе с Л.Шиллером) «Мещанин во дворянстве» (июнь 1920) с завершающей спектакль пантомимой «Мандрагора» на музыку К.Шимановского одна из самых выдающихся постановок Мольера в Польше. В том же году поставил «Романтиков» Э.

Ростана, сыграв Стафореля; «Милосердие» К.Ростворовского, выступив в роли режиссера, «Потоп», исполнив роль 0Нила; в 1921 «Рюи Блаз» В.Гюго и «Кики» Л.-Б. Пикара, Л.Шиллер считал наиболее важными в этих постановках Б. «педагогически ценные репетиции», т.к.Б. работал с актерами по неизвестной тогда в Польше системе Станиславского, добиваясь от них ансамблевого исполнения, а смысл спектакля видел в его общественно-культурных задачах. В 1920 Б. поставил несколько короткометражных пропагандистских фильмов, направленных против большевистской России, и на киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» два больших художественных фильма. Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи (май 1921), уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе Художественного театра; был с радостью принят ею, т.к., по словам С.Бертенсона, «обладал громадной долей энтузиазма, выразительным творческим воображением и был отличным организатором». Б. предложил ставить «Гамлет», сохранив основной замысел старого спектакля Г.Крэга-Станиславского в трактовке ролей, но заменив крэговские ширмы раздвижными декоративными полотнами. Премьера прошла с большим успехом в Праге осенью 1921; спектакль был затем показан в Вене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Копенгагене, Стокгольме. Везде он получил зрительское признание. Своеобразие его отметил С.Моковский: «То, что мы видим теперь за рубежом России, очень вольная перифраза замысла Крэга. Нынешний режиссер пьесы Болеславский и художник-декоратор И.Гремиславский нашли самостоятельные пути инсценировки «Гамлета»... Так же как от формы инсценировки, режиссер отошел от символического задания Крэга и приблизился в значительной степени к Шекспировскому реализму». О Б. писали как о режиссере, «чье имя надо запомнить». Приехавший в конце 1921 в качестве посланника из Москвы Н.Подгорный добивался возвращения Б. в Москву. В дневнике он записал: «Болеславский колеблется, но по-моему поедет, и надо, чтобы он ехал. Энергия, знания, желание работать, любовь к театру, может быть исключительно полезным и необходимым». Но Б, уехал в Париж; осенью 1922 он присоединился к труппе МХТ во время гастролей в США и там остался после ее отъезда в Москву. В театральный мир Америки он принес практическое знание системы Станиславского, распространял это знание, занимаясь с учениками. Он основал частную актерскую школу, преследуя цель создать в Америке психологический театр с постоянной труппой и постоянным репертуаром. В 1923-24 организовал небольшой театр («The Neighbourdhood Playhouse»), своего рода театральную студию, где поставил спектакли «The Player Queen» и «Blanco Posnet», Успех спектаклей и благожелательная критика открыли ему путь в Бродвейские театры; осуществил там ряд удачных работ: «Король бродяг» (1925), «Белый орел» (1927), «Мистер Монипенни» (1928), «Иуда» (1929). В 1928-29 руководил «American Laboratory Theatre», поставил «Три мушкетера», «Укрощение строптивой», «Макбет», «Миракль». В 1929-30 работал в Голливуде, снял фильмы «Девушка-сокровище» («Treasure-girl», на муз. Дж.Гершвина), «Это называется любовь», Около 1930 женился на американской драматической актрисе Норме Друри. Вместе с Х.Вудворд написал роман-воспоминание о боях польских уланов в России в конце 1 -и мировой войны (1-я кн.: «The Way of the Lancer», 1932: 2-я кн.: «Lancer down», 1935: 3-я осталась незаконченной). Роман пользовался большим успехом, 1-я книга выдержала несколько изданий в США, была переведена на немецкий и польский языки («Путем уланов». Варшава, 1939). В 1932 Б. вернулся в кино и поставил первый большой фильм «Распутин и Императрица». Умение работать с актером привлекало к Б, больших артистов, у него снимались Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Режиссерский талант, энергия и высокая художественная культура позволили ему снять 19 фильмов, в том числе «Буря на закате» и «Красота на продажу» в 1933, «Человек в белом» и «Расписной занавес» с Гретой Гарбо в 1934, «Скала в Индии» и «Отверженные» в 1935, «Теодора сходит с ума» и «Сад Аллаха» в 1936. Работая в Голливуде, Б. продолжал интересоваться педагогикой и написал популярный учебник актерской игры в виде диалогов с ученицей «Acting. The First Six Lessons» (Нью-Йорк, 1933). Учебник выдержал 9 изданий (последнее -в 1947), в 1948 был издан в Праге, в 1949 в Англии. Умер Б, во время съемок фильма «The Last of Mrs Cheyney». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое болеславский ричард валентинович
Значение слова болеславский ричард валентинович
Что означает болеславский ричард валентинович
Толкование слова болеславский ричард валентинович
Определение термина болеславский ричард валентинович
boleslavskiy richard valentinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):