Исторический словарь - древнейшая цивилизация в долине инда. культура хараппы
Древнейшая цивилизация в долине инда. культура хараппы
Именно здесь возникли очаги относительно развитой земледельческой культуры, ибо здесь возможности для развития производительных сил оказались наиболее благоприятными. В новых условиях возникло имущественное, а затем и общественное неравенство, что привело к разложению первобытно-общинного строя, появлению классов и возникновению государства.
Раскопки в долине Инда показали, что здесь уже в III—II тысячелетиях до н. э. существовала яркая и самобытная цивилизация. В 20-х годах XX в. здесь было обнаружено несколько поселений городского типа, имеющих ряд сходных черт. Культура этих поселений была названа культурой Хараппы, по имени населённого пункта в провинции Пенджаб, вблизи которого было открыто первое из этих городских поселений. Раскопки проводились также в Мохенджо-Даро (провинция Синд), археологическое изучение которого дало наиболее значительные результаты. Расцвет культуры Хараппы относится к концу III тысячелетия до н. э. Предшествующие этапы её развития почти неизвестны, так как нижние культурные слои основных поселений ещё не исследованы. Можно предположить лишь, что к началу III тысячелетия до н1э. уже начался процесс хозяйственного освоения долины Инда. Раскопками обнаружены в большом количестве медные и бронзовые орудия, но изделия из железа не найдены даже в верхних слоях поселений культуры Хараппы. Медь и бронза в древнейшей Индии, так же как и в других странах, не могли полностью вытеснить камень, который продолжал широко использоваться для изготовления орудий труда (ножей, зернотёрок), оружия (палиц), весовых гирь, сосудов и других предметов домашнего обихода. Из металлических орудий труда были найдены бронзовые и медные топоры, серпы, пилы, долота, ножи, бритвы, крючки для ловли рыбы и т. п.; из предметов вооружения—мечи-кинжалы, наконечники стрел и копий. Возможно, что некоторые из этих изделий были завезены сюда, однако точно установлено, что, например, в Мохенджо-Даро горячая и холодная обработка металлов находилась на довольно высоком уровне. Раскопки показали, что жители поселений культуры Хараппы знали свинец, умели изготовлять изделия из золота и серебра, применяя при этом паяние. Земледелие являлось одним из основных занятий населения и было относительно развитым. Как предполагают некоторые исследователи, при пахоте использовался лёгкий плуг с кремнёвым лемехом или соха — простое бревно с крепким суком, хотя мотыга ещё оставалась, вероятно, наиболее обычным земледельческим орудием. Буйволы и зебу стали использоваться в качестве тяглового скота. Из зерновых культур были известны пшеница, ячмень и, возможно, рис; из масличных — сезам (кунжут); из огородных — дыня; из плодовых деревьев — финиковая пальма. Древние индийцы использовали волокно окультуренного хлопчатника; вполне вероятно, что именно они первыми в мире стали выращивать его на своих полях. Трудно сказать, в какой мере было развито в то время искусственное орошение. Следов оросительных сооружений при поселениях культуры Хараппы до сих пор не обнаружено. Скотоводство наряду с земледелием имело важное значение в хозяйстве древнейших обитателей долины Инда. Кроме уже упомянутых буйволов и зебу при раскопках были найдены кости овец, свиней, коз, а в верхних слоях обнаружены также и кости лошади. Есть основания считать, что индийцы в это время умели уже приручать слонов. Немалую роль в хозяйстве играло рыболовство. Некоторым подспорьем продолжала оставаться охота. Значительного развития достигло ремесло. Наряду с упоминавшейся уже обработкой металлов получили развитие прядение и ткачество. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок; при раскопках в одном из поселений обнаружен обрывок хлопчатобумажной ткани. Высокоразвитым для того времени было гончарное дело; найденная при раскопках глиняная посуда сделана на гончарном круге, в большинстве своём хорошо обожжена, окрашена и покрыта орнаментом. Найдено также множество сделанных из обожжённой глины пряслиц, гончарных труб, детских игрушек и т. п. Ювелирные изделия из раскопок дают представление об искусстве древнеиндийских мастеров по обработке драгоценных металлов и изготовлению украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд находок позволяет считать относительно высоким искусство резчиков по камню и слоновой кости. Наличие большого числа каменных гирь, исходным материалом для которых были неизвестные в данной местности породы камня, металлов, морских раковин, равно как и находки предметов не местного производства, показывают, что жители поселений культуры Хараппы поддерживали торговые связи с другими областями Индии и даже с другими странами (в первую очередь с Двуречьем и Эламом), причём торговые пути проходили не только по суше, но и морем. Это способствовало и обмену достижениями культуры. Исследователями установлено немало фактов культурной близости древнейшей Индии с другими странами, в частности с Шумером. Города и культура Высокого уровня достигло строительное искусство. Окружённые мощными стенами поселения культуры Хараппы занимали иногда площадь в сотни гектаров. Основные улицы городов — прямые и довольно широкие, с правильно расположенными домами — пересекались под прямым углом. Здания, обычно двухэтажные, с площадью иногда в сотни квадратных метров, были построены из обожжённого кирпича. Они были лишены архитектурных украшений, не имели окон, выходящих на улицу, но были относительно благоустроены, имели комнаты для омовений, часто отдельный колодец и канализационные сооружения. В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, которая является наиболее совершенной из всех известных нам канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод. Все эти сооружения были тщательно продуманы и отлично исполнены. При раскопках было найдено много искусно сооружённых, выложенных кирпичом колодцев, что свидетельствует о хорошо налаженном водоснабжении. В Мохенджо-Даро обнаружен хорошо сохранившийся общественный бассейн для омовений, весьма совершенное устройство которого позволяет предполагать наличие у его строителей большого опыта в возведении такого рода сооружений. Культура населения этих городских поселений достигла значительного развития. На это указывает, в частности, сравнительно высокий уровень изобразительного искусства и художественного ремесла. При раскопках найдены искусно сделанные статуэтки, изготовленные из глины, мягких пород камня и бронзы.Образцами тонкой художественной работы являются печати-амулеты, вырезанные из стеатита (камня-жировика), слоновой кости, а также изготовленные из меди и глины. Таких печатей найдено более 2 тысяч. Они представляют особый интерес, поскольку на многих из них имеются надписи, сделанные своеобразным иероглифическим письмом. Такого же рода надписи имеются на некоторых металлических предметах.
Эти образцы древнейшего индийского письма напоминают собой наиболее раннюю письменность шумеров и других древнейших народов. Надписи из Мохенджо-Даро и Хараппы привлекли внимание многих учёных, однако, до сих пор попытки их расшифровать не увенчались успехом. Весьма вероятно, что письменность была довольно широко распространена, и до нас дошли лишь немногие образцы её, так как такие писчие материалы, как кора деревьев, пальмовые листья, кожа, ткани, в специфических климатических условиях Индии не смогли сохраниться до наших дней. Большое число различных гирь и обломок сделанной из раковины измерительной линейки с очень точно нанесёнными делениями позволяют утверждать, что основная единица веса была равна 0,86 г, а основная единица длины соответствовала 6,7 мм.Система счисления уже тогда была десятичной. О религиозных воззрениях жителей долины Инда этого времени нам известно очень немного. Имеющиеся у нас материалы позволяют, однако, утверждать, что между религиозными верованиями древнейшего населения долины Инда и наиболее распространённой из современных религий Индии — индуизмом существует определённая Связь.
Так, широко распространённым был культ богини-матери, который и теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с теперь ещё играет весьма значительную роль в религиозных верованиях некоторых народов Индии. В часто встречающемся изображении мужского божества исследователи усматривают прототип современного бога Шивы, связанного с древнейшим культом плодородия. Распространённое тогда почитание животных и деревьев характерно и для индуизма. Омовение, так же как и в индуизме, составляло тогда существенную часть религиозного культа. Существовали различные виды захоронений; в Хараппе при раскопках обнаружено кладбище, состоявшее из 57 могил. В Чанху-Даро найден сосуд с захороненным в нём черепом. Некоторые исследователи предполагают существование и обряда трупосожжения; возлможно, что пепел во многих случаях бросали в реку, подобно тому, как это принято у современных индусов (т. е. индийцев, исповедующих индуизм). .