Исторический словарь - египетская культура и идеология в первой половине i тысячелетия до н. э.
Египетская культура и идеология в первой половине i тысячелетия до н. э.
По надписи Уджагорресента можно представить себе, каким было это учреждение до нашествия Камбиса. «Снабдил я их (т. е. ученью учреждения) всякими книжными (?) людьми из сыновей (именитых) мужей — не было там сына ничтожного (человека). Отдал я их под руку всяких знатоков... Приказало его величество давать им всякую добрую вещь по желанию, чтобы творили они всякую свою работу.
Снарядил я их всякими благами, всем потребным им, что (значится) в писании, согласно состоянию их прежде. Сотворило его величество это затем, что знало благодетельность этого мастерства (для того), чтобы животворить всякого, кто в болезни, чтобы устанавливать имена всех богов, храмы их, жертвы божеские их, руководить празднествами их вечно». Таким образом, высшее учёное учреждение пеклось не только о врачебном искусстве, но и о храмовых делах. Доступ в «высокородный» круг учёных для «худородных» был заказан: наука считалась достоянием одних верхов общества. Беззастенчивое ограбление и притеснение простых людей достигли таких размеров, что даже нравоучительная письменность, например «поучение» писца Аменемипета,— вероятно, ливийского времени, — принуждена была уделять значительное внимание общественным злоупотреблениям.Некоторые из записанных Геродотом рассказов о XXVI династии и событиях накануне сё воцарения похожи на сказки-предания, хотя и могли в своей основе восходить к временам, о которых повествовали. То же можно сказать о сказках, связанных с именем фараона Петубастиса и довольно хорошо передающих обстановку в стране на исходе ливийского владычества, о малопочтительном рассказе об Амасисе и тому подобных сказаниях, сохранившихся в позднейших демотических рукописях.
Повествовательная литература Позднего Египта нам мало известна. Однако папирус, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств в Москве, даёт нам подробный и живо написанный «отчёт Унуамона» о путешествии его по поручению фиванского верховного жреца Херихора в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи. В основу этого литературного произведения легли, надо думать, действительные злоключения египетского посланца. Библский владетель говорит в этом произведении об Египте, как о родине мастерства и учёности. Примечательно в этом повествовании описание природы и волнующегося моря.До нас дошло множество надписей времени XXI—XXVI династий, но из сравнительно немногочисленных исторических царских надписей и более обильных жизнеописаний знати лишь некоторые имеют художественное значение. В соответствии с общим умонастроением общественных верхов при XXVI династии давно не употреблявшиеся «надписи пирамид» вновь начертывались на памятниках вперемежку с заклинаниями из «Книги мёртвых» и других, более новых сочинений.
Надписи времени Позднего царства писались не на живом позднеегипетском, или демотическом, языке, сменившем к 700 г. до н. э. новоегипетский, а на мёртвом среднеегипетском, хотя и не без примеси более поздних оборотов. Вновь переписывавшиеся произведения Древнего царства были составлены на языке ещё более древнем — староегипетском. Архитектура и изобразительное искусство Сооружения XXI—XXV династий в Фивах в сущности лишь продолжали строительство Нового царства. XXVI династия там почти не строила, сосредоточив свою строительную деятельность в Нижнем Египте, но здесь от тогдашних храмовых построек мало что уцелело. Гробницы царей XXVI династии помещались, согласно Геродоту, во дворе городского храма в Саисе. Гробницу Априя греческий путешественник описывает как каменный чертог с колоннами в виде финиковых пальм. Время XXI—XXVI династий оставило нам немало изваяний; часто они безукоризненно отделаны, но только очень немногие из тогдашних скульптур действительно являются художественно сильными произведениями. В них заметно влияние образцов Древнего и особенно Среднего царства; без этого влияния, возможно, были созданы такие жизненные произведения, как статуи фиванских владетелей конца XXV — начала XXVI династии. Из-за гибели нижнеегипетских храмов наши представления о плоскостном изобразительном искусстве Позднего Египта несколько неполны. Примечательно, что не только на Севере, но даже в Фивах со времени XXVI династии начали помещать на стенах гробниц изображения, заимствованные из Древнего царства; в одном случае они прямо списаны с гробницы времени VI династии, расположенной совсем в другой местности Верхнего Египта. Но среди плоскостных изображений при той же XXVI династии могли быть и такие, которые по живости передачи черт подлинника превосходили все прежние. Таково дошедшее до нас полное реализма изображение Псамметиха I с грубыми, некрасивыми чертами обрюзглого лица. Достижения древнего Египта, как и других стран древнего Востока, в области науки, производства и искусства оказали огромное влияние на развитие культуры в странах Средиземноморья и имели немалое значение для последующего развития человечества. Верования С образованием жреческого государства в Фивах почитание Амона росло, даже судопроизводство нередко осуществлялось в форме оракулов бога. В Фивах от имени Амона издавались целые указы. После того как попытки эфиопов восстановить «царство Амона» окончились неудачей, слава этого божества померкла. Только в Фивах да ещё в нескольких местностях страны Амон почитался попрежнему. С воцарением XXVI династии произошло некоторое возвеличение древней саисской богини Нейт, считавшейся, видимо, и военной покровительницей державы саисских фараонов. Несомненно, не без участия усилившегося жречества росло в Позднем царстве почитание местных священных животных, особенно заметное в крупнейшем нижнеегипетском городе Мемфисе, священный бык которого — Апис пользовался теперь подчёркнутым вниманием со стороны государственной власти. .