Горностаев
фамилия двух архитекторов. 1) Алексей Максимович Горностаев, истинный возродитель национального стиля в новейшем русском зодчестве, родился в 1808 г., в Ардатовском уезде, Нижегородской губернии, на Выткинском железном заводе г. Баташова, где
отец его служил главноуправляющим. Получив домашнее воспитание, молодой Горностаев вступил в 1823 г. на гражданскую службу копиистом в одно из ардатовских присутственных мест и продолжал ее, по переселении своем, в 1826 г., в Санкт-Петербурге,
но недолго: художественные наклонности, проявившиеся в нем еще с детства, влекли его на иное
поприще; поэтому, вышедши в 1827 г. в отставку,
он снискивал себе средства к жизни сначала раскрашиванием картинок для магазинов, рисованием торговых этикеток и
т. п., а потом сотрудничеством у П.П. Свиньина , по его художественным изданиям. С этим литератором объезжал он три года
подряд (в 1826-м, 27-м, 28-м годах) разные местности России, причем изучал и срисовывал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности; по окончании же поездок учился чертить и рисовать в Москве у архитектора Джиральди. В 1829 г. поступил в царскосельское дворцовое
управление архитекторским помощником к профессору А.П. Брюллову ; в 1831 г. участвовал в постройке по его проекту Михайловского театра в Санкт-Петербурге; в 1834 г. вышел в отставку и отправился, на собственный свой счет, за границу, с целью пополнить свое артистическое
образование. Посетив главные города Германии и добравшись, через Швейцарию, в Италию, писал в Риме акварельные виды внутренностей замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-арабского зодчества и сочинил
проект реставрации храма Юпитера в Помпее. За эти работы
Академия Художеств в 1838 г. присудила ему
звание академика. После того он, в
течение двух лет, служил в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца, работая в ней снова под руководством А.П. Брюллова; в 1843 г. по
конец своей жизни состоял архитектором
министерства внутренних дел и, кроме того, с 1845 по 1847 г. архитектором капитула орденов. В 1849 г., за составленный им проект великокняжеского дворца, Академия Художеств возвела его в звание профессора. В 1858 г. она пригласила его на должность преподавателя начертательной геометрии, перспективы и теории теней в ее классах должность, которую он и занимал до своей смерти, последовавшей в 1862 г. Практическая архитектурная деятельность Горностаева резко разделяется на
два периода. В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространенного стиля эпохи возрождения и отчасти помпейского вкуса (дом бывший Шишмарева , на Невском проспекте, дача графа Орлова-Денисова в Коломягах, близ СПб., больница для чернорабочих, римско-католический коллегий, перестроенный из бывшего дома поэта Державина ). Но в конце 1840-х годов его
талант принял совершенно иное направление, благодаря представившимся новым задачам, а именно принятой им на себя постройке церквей и монастырских зданий на острове
Валаам и в Троицко-Сергиевской пустыне близ СПб. Изобретая для этих сооружений такие формы, которые соответствовали бы их характеру более, чем формы банального ренессанса
или казенного псевдовизантийства Тона , Горностаев прибег за образцами к отечественной архитектурной старине, но не копировал ее памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал их данные и гармонично комбинировал их с элементами нечуждого им романства. Таким образом он создал
тип построек, весьма изящных, вполне проникнутых русским духом, и открыл для последующих художников
путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества. В этом стиле сооружены им на Валааме
церковь святого Николая на Крестовом островке (1849 51),
святые ворота и
часовня на главном острове, церковь в скиту,
гостиница для приезжих богомольцев, церковь на Предтеченском острове и кельи на Никольском острове (все это до 1859 г.); в Троицко-Сергиевской пустыне Горностаеву принадлежат прелестная церковь при трапезе (с применением стиля византийско-арабских базилик Палермо, 1860) и святые ворота с двумя корпусами келий. Кроме того, им построена в Санкт-Петербурге часовня на Невском проспекте, у Гостиного двора, и превращен в характерное здание древнерусского стиля безобразный
дом подворья Троицко-Сергиевой
лавры. Наконец, им составлены проекты усыпальницы князя Пожарского в Суздале и православного собора в Гельсингфорсе, осуществленные уже по кончине даровитого зодчего его учениками. Подробная биография Горностаева напечатана В.В. Стасовым в журнале "Вестник изящных искусств", т. VI. 2)
Иван Иванович Горностаев, племянник предыдущего, родился в 1821 г., получил общее образование в 3-й санкт-петербургской гимназии, а специальное в Академии Художеств, которую посещал с 1842 по 1846 г. в качестве вольноприходящего ученика. Получив в ней две серебряные медали, вышел из нее с званием неклассного художника и предпринял на свой счет путешествие в
чужие края. Провел несколько лет в Италии, преимущественно в Риме, потом посетил Грецию, Европейскую Турцию, Малую Азию, Палестину и
Египет, а оттуда, через
Париж и Германию, возвратился в Петербург, в 1851 г. Шестилетнее
странствование в странах, усеянных художественными памятниками разных времен и народов, обогатило его познаниями по части истории изящных искусств, которая сделалась с тех пор любимым предметом его занятий.
В 1854 г. за представленный в Академию Художеств проект главного почтамта в столичном городе он получил звание академика; в 1856 г. поступил на службу в Императорскую публичную библиотеку, в которой и оставался до 1864 г.; в 1858 59 годах ездил в разные местности Новгородской и Псковской губернии для художественно-исторических изысканий, главным образом для выяснения характера ганзейской эпохи древнерусского зодчества; в 1864 г.
совершил, с подобной же целью, поездку по западным губерниям России. Результатом этих путешествий было множество чертежей, рисунков и обмеров древних зданий и несколько статей, помещенных Горностаевым в "Записках" археологического общества. В 1860 г. он получил в Академии Художеств кафедру истории изящных искусств и вскоре составил и издал литографированные записки первое самостоятельное и дельное сочинение по этому предмету на русском языке, за которое Академия Наук присудила автору Демидовскую премию.
В 1860 г., участвуя в конкурсе по составлению памятника тысячелетию России, Горностаев получил за свой проект вторую премию. В 1867 г. он занял должность архитектора при Санкт-Петербургском университете и оставался в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1874 г. Главные архитектурные работы этого художника устройство в Императорской публичной библиотеке новой читальной залы в римско-итальянском стиле и особого кабинета во вкусе средневековых монастырских рефекториев, назначенный для хранения первопечатных иностранных книг;
памятник М.
Глинки , над его могилой в Александро-Невской лавре;
перестройка верхнего этажа так называемого здания Jeu de paume для Санкт-Петербургского университета, и проект собора в византийско-романско-русском стиле, составленный для Бабаевского монастыря костромской епархии (выполненный уже по кончине сочинителя). Вообще Горностаев, при своей скромности, неискательности и житейской непрактичности, не имел многочисленных и особенно выгодных архитектурных заказов, хотя и трудился постоянно над составлением разных проектов и производил различные постройки. Во всем, что сделано им по этой части, заметно мало самостоятельности и богатой фантазии; зато почти повсюду отразились его деликатный вкус и основательное
знание стилей. Самую существенную его заслугу составляет преподавательская деятельность: своими лекциями в академии и изданием руководства к истории искусства он много способствовал распространению знакомства с этой наукой в среде не только русских художников, но и любителей изящного; сверх того, он принес большую пользу устройством (1870) и рациональным ведением художественно-промышленных классов при санкт-петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. А. С-в. .