Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - горянский валентин иванович

Горянский валентин иванович

(наст. фам. Иванов; носил также фамилию матери; псевд. Вал, Борцов и др.) (24.3.1888 [по др. св. 26.3.1887, Петербург июнь 1949, Париж) поэт, драматург. Внебрачный сын художника Эдмона Адамовича Сулиман-Грудзинского. Мать Александра Александровна Александрова-Гурьева, вологодская мещанка, крестный отец писатель И.Леонтьев (Щеглов), в доме которого прошло детство Г. В 1901-2 учился во 2-й петербургской гимназии, затем в сельскохозяйственной агрономической школе, которую не закончил вследствие коллективного выхода из нее учащихся всех старших классов. Первые стихи начал писать с шести лет, под влиянием И.Щеглова, который на долгие годы оставался покровителем и наставником крестника. Первая публикация в журнале «Русский паломник» (1903, № 19). Юность Г. прошла в обстановке крайней бедности и лишений; он давал частные уроки, жил на случайные заработки, в 1907 поступил на службу в канцелярию, но вскоре был уволен после скандала с директором департамента. Сестра Г. А.Иванова-Елина, вспоминала: «Когда В.Горянскому исполнилось 18 лет, Иван Щеглов призвал его и открыл историю его рождения. В данный момент князь Эдмон через друга своего Щеглова предлагал Валентину усыновление, на что юноша В.Г. отвечал: «Для меня все сделала моя мать, и я не знаю этого человека». С 1906 Г. стал сотрудником петербургской газеты «Слово», где помещал стихи, написанные под влиянием Н.Некрасова и поэтов-народников. Основной их мотив проповедь «малых дел»; другая грань творчества Г. этих лет лирические пейзажные зарисовки и сатирические миниатюры. Печатался в журналах «Солнце России», «Аргус», «Нива», «Всемирная панорама», «Пробуждение», «Златоцвет» и др. С 1913один из лидеров еженедельника «Сатирикон» (с 1914«Новый Сатирикон»).

Цикл «лиро-сатир», в котором Г. высмеивал убогий провинциальный мирок с его маленькими радостями и горестями («Мещанские скорби»), принес автору заметный успех. В 1915 вышел первый поэтический сборник Г. «Крылом по земле», составленный из лирических стихотворений о городе и его мещанских предместьях. В нем звучит мотив сострадания к маленькому человеку, задавленному черным городом, «подобным яме». Герои Г. тянутся на природу, мечтая о «радости невозможной». Г. поэтизирует обыденность, пытается расцветить выдумкой тоскливые серые будни. С лукавым юмором он описывает русскую деревню, создавая бытовые «сказки», ориентированные на древние славянские мифы, стилизует народные песни, черпает из русского фольклора колоритные образы, подобные есенинским. Красочный народный язык произведений 1912-14 напоминает написанные позднее стихотворения С.Есенина и поэтов литературного общества «Страда», к которым тяготел Г. Сборник «Крылом по земле» был замечен критикой. И.Ясинский даже назвал Г, выдающимся талантом и сравнил его «честный реализм» с реализмом И.Тургенева, И.Гончарова, Л.Толстого. Более сурово критика отнеслась ко второй книге Г. «Мои дураки. Лиро-сатиры» (СПб., 1916), объединившей большую часть произведений, опубликованных в «Новом Сатириконе». Н.Константинов писал в «Журнале журналов»; «Стыдно г.В.Горянскому так не уважать данного ему богом дарования, так разменивать его на уличную вульгарную дешевку». Между тем «лиро-сатирический» герой Г, всего лишь маска, за которую спрятался поэт, чтобы высмеять «мещанские скорби» российской провинции. С насмешливо-добродушной иронией он повествовал о политике и быте, окружающих обывателя, одновременно смешного и страшного в своей мещанской ограниченности. В 191314 Г. переехал в Москву, где сотрудничал в газете А.Суворина «Новь», после начала 1-й мировой войны вновь вернулся в Петербург, Несмотря на «белый билет», по своей инициативе поехал корреспондентом на фронт. Как свидетельствует сестра, «в казарме В.Г. приняли любезно.В. писал солдатам поклоны на деревню, смешил частушками и удивлял их неумелым обращением с метлой». С фронта Г. вернулся убежденным пацифистом, о чем говорит опубликованное в горьковском журнале «Летопись» «Извещение о том, что было» (1917, № 5-6), а также стихи 1915-16 в «Новом Сатириконе». Война представлялась поэту всенародным бедствием, он пытался выяснить, «кто немилостивый и отчаянный виновен в ратном почине, в женской беде нечаянной, в злой мужицкой кончине». Сблизившись с демократическими литературными кругами, он начинал в журнале ту линию, которую продолжил В.Маяковский в сатириконовских «гимнах». Близость поэтов особенно заметна в развитии темы города, протесте против засилья золота («Концерт банкира», «Точильщик», «Великая Ектения» и др.). По словам В.Князева, Маяковский, появившись в «Новом Сатириконе», «офутурил Горянского». Свержение самодержавия Г. восторженно приветствовал в стихотворении «26 февраля» (альманах «Революция в Петрограде». Пг., 1917), но Октябрьскую революцию не принял. Колорит его последних произведений, напечатанных в «Новом Сатириконе» (закрытом в 1918 по распоряжению советского правительства), мрачен. Разруху и бытовые лишения, гибель культуры он воспринимал как эсхатологическую катастрофу.Г. мечтал о тихой спокойной жизни в «городе зеленых крыш», куда запрещено входить «политикам и героям». Он пытался скрасить жизнь с помощью «многоцветной мелочи быта», проповедуя квиетизм и беззлобие. В его поэзии заметно усиливались религиозные мотивы, а провинциальное мещанство, которое он остроумно высмеивал, превращалось в символ дореволюционной России, ее бытового и хозяйственного уклада. В 1917 написал одноактную пьесу «Поэт и пролетарий», в которой резко критиковал новую власть (шла с 28 сентября в Петрограде, в Троицком театре). По отзывам критики, главную роль в ней играла «картонная фигура символического «пролетария», грозящая задавить поэзию». В начале 1918 Г. начал сотрудничать в «Красной газете», но оказался там чужим, Пытаясь хоть как-то прокормить семью, летом 1918 открыл в кинотеатре на Невском проспекте близ Аничкова моста небольшое кафе, которое принесло одни убытки. В конце июля вместе с семьей уехал в Одессу, откуда в 1920 эмигрировал в Константинополь. Вспоминая о скитаниях первых эмигрантских лет, А.Иванова-Елина пишет: «Неотвратимая судьба щедро вместила все: бедственное детство поэта, опыты художественных преодолений, эпохи войн и революций, тридцатилетнее странствование в «пустыне», могилу сына среди кипарисов античного кладбища Принцевых островов, горестный холм в Загребе, где осталась мать...» В Константинополе вышла поэма Г. «Вехи огненные» (Зарницы, 1921, № 17). С 1922 по 1926 жил в Хорватии, работал в хорватском журнале «Младость», издал несколько книг сказок и детских рассказов в издательстве Вернича, На сербско-хорватском языке вышел его юмористический роман «Необычные приключения Боба» и книга для детей «Приключения под абрикосом» (1926). Сказки «Волшебные башмачки» и «Перепутанные души» опубликованы в рижском журнале «Юный читатель» (1926, № 16). В 1926 Г. поселился в Париже, став постоянным сотрудником газеты «Возрождение» и парижского «Сатирикона» (1931). Здесь написаны книга стихов об эмиграции «Неопалимая купина», цикл «Эмигрантский быт», стихи о старой России «В той стране, которой нет». В них доминируют мотивы обреченности и ностальгии. Ирония Г. становится зловещей, а смех звучит все более глухо. Сатира не противопоставлена «красивому вымыслу», как это было раньше, а тесно сплетается с ним. Особенно резки стихи о Сталине, публиковавшиеся в 1936-40. В рассказах, опубликованных в 1928-31 в журналах «Иллюстрированная Россия» и «Сатирикон» («Искусственная лошадь», «Цыплята мадам Лили», «Таинственная потеря падишаха» и др.), элементы сатиры и юмора сочетаются с фантастикой, романтической иронией и философскими сентенциями. Характерная черта творчества 1930-х гротеск, напоминающий гоголевский. «Не с Хлестаковым, а с настоящим Ревизором оглянем себя!» обращался он к деятелям российской эмиграции в комедии «Лабардан», написанной по мотивам «Ревизора» (Возрождение, 1959, № 94-95). В эти годы Г. продолжал работать над циклами сказок и фантастических рассказов («Сказка о добром короле, волшебнике и каруселях».

Париж, 1928; «Вторая жизнь доктора Шольца», «Машина выдумки», «О двуедином господине», «Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка» и др. газета «Возрождение»). В 1936 опубликована повесть «Чудесные похождения сверчка Цитрилли». В журнале «Сатирикон» появились пародийные рассказы господина Тощенки, в которых характерный для Зощенко сказ ориентирован на «среднего» парижского обывателя. В конце 1930-х в творчестве Г. все большую роль стали играть религиозно-философские и теологические мотивы, что отразилось в неопубликованной поэме «Смерть ангелов» и сборнике стихов «Обращенная Харита». Осталась неопубликованной и поэма «Танцовщик и разбойники» (1943), где развивалась мысль о роли чистого искусства в обыденной человеческой жизни. Она отразила сокровенные мысли поэта об идеализме и реализме и одновременно содержала завуалированные намеки на современность. Прототипом главного героя был С.Лифарь, а в образах «разбойников» угадывались фашистские оккупанты. В годы 2-й мировой войны Г. пережил несколько трагедий: расстрел сыновей, собственную слепоту. «Полная слепота и безвыходное восьмилетнее сидение на одном стуле в великой печали и ужасном одиночестве, в холоде и голоде, когда мир был отделен от меня глухой стеной», записал он. В 1944 ему была сделана операция, вернувшая зрение. Итоговые произведения Г. октавы «Невская симфония» и роман в стихах «Парфандр и Глафира» (Париж, 1956) опубликованы после его смерти (Возрождение, 1956, № 54-55). В первом из них воскресает дореволюционный Петербург, увековеченный в прозрачном и чистом пушкинском стихе. Роман, также написанный классическим пушкинским стихом, история трагической любви Парфандра и прекрасной Глафиры, символизирующей Россию. В образе «философа мыльных пузырей» Парфандра Г.

изображает русскую либеральную интеллигенцию, которая в порыве чистого идеализма мечтала о счастливом браке с Глафирой. Однако она оказалась в объятьях затянутого в черную кожу энергичного брандмейстера Гросса, напоминающего большевистского комиссара, который безжалостно разрушил уютный мещанский мирок своей возлюбленной.

Поток иносказаний в романе сложен и многозначен, смешное постоянно переходит в трагическое, рождая тонкую грустную иронию. В последние годы жизни поэт мучительно тосковал по родине, чувствуя себя чужим в эмиграции, Г. похоронен под Парижем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое горянский валентин иванович
Значение слова горянский валентин иванович
Что означает горянский валентин иванович
Толкование слова горянский валентин иванович
Определение термина горянский валентин иванович
goryanskiy valentin ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):