Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - крымов владимир пименович

Крымов владимир пименович

(20.7.1878, Двинск 6.2.1968, Шату, пригород Парижа) журналист, путешественник, писатель. Выходец из бедной староверческой сибирской семьи; согласно семейному преданию, вел по материнской линии родословную от протопопа Аввакума. Учился в Петровской сельскохозяйственной академии. Будучи студентом, печатал в московских газетах статьи и заметки, в том числе корреспонденции со Всемирной выставки в Париже (1900), Окончил в 1908 Московский университет. В 1909 совершил поездку в Южную Америку как представитель крупного акционерного общества: публиковал очерки о путешествии в газете «Новое время». Позднее совершил поездку в Центральную Америку; описал свои впечатления в книге «В стране любви и землетрясений» (1914). Первая беллетристическая книга (под псевд.Н.Н.Тавридин) сборник психологических этюдов «Здесь» (Харьков, 1909) была конфискована. В книгу «О прочем» (СПб., 1912) вошли печатавшиеся в газетах фельетоны, путевые очерки, небольшие рассказы («Как меня прогнал Толстой» и др.). В 1917 вышла книга наблюдений и журналистских заметок о переломном для России времени «Чтобы жизнь не была так печальна», Все эти книги К. издавал на свои средства. С 1911 К. жил в Петербурге, сблизился с А.Сувориным, был коммерческим директором газеты «Новое время», затем предпринял издание собственного «журнала роскошной жизни» «Столица и усадьба» (1914-16), что позволило ему устанавливать контакты с выдающимися личностями, включая членов царской семьи. Суворин наставлял его в то время: «Пишите, как начали, просто, смело и ясно, без замысловатых выкрутасов, туманных фигур и притянутых за хвост образов и метафор». В 1914-16 К. написал книгу «То, что нельзя печатать» об ужасах войны и бедах России, «которой правили Распутин и банки»; рукопись ее была изъята полицией. В апреле 1917 отправился из Петербурга через Сибирь в кругосветное путешествие, дважды обогнул земной шар: в Россию больше не вернулся; в 1921 обосновался в Берлине: описал странствия в книге «Богомольцы в коробочке» (Берлин, 1921). В заключительной ее части К. размышлял о контрастах увиденного, пропасти между бедными и богатыми, революции в России и ее влиянии на судьбы мира. Главный смысл происходящего видел в том, что под влиянием страшной войны и революции в России мир предстал «под иным углом зрения», «разделение людей на рабов и господ ушло в вечность»; писателю, чьи «мозги очистились от шелухи», стала близка мысль об изменении социальных условий для работающих, о мировом братстве людей и строительстве новой, просвещенной России. С этим убеждением связана символика названия книги:, богомольцы в коробочке это люди, замкнувшиеся в себе; «строя новую Россию, надо это понимать». Жил в США, в Англии, с 1923 в Берлине, по свидетельству современника, был «почти миллионером» и умножил свое состояние, участвуя в германо-советской торговле. Редактировал «сменовеховскую» газету «Русский голос». Обратился с письмом к И,Сталину «как одному из крупных государственных деятелей в современной России». Призывал его «во что бы то ни стало сохранить власть..., ничего не щадя», заботиться об усилении армии и увеличении населения, не притеснять религию, привлекать частный капитал; отмечал, что «революция уже сделала колоссально много», но «нужны какие-то выполнения обещанного благополучия пролетариата. А пока у вас волокиты больше, чем в царском строе», В 1922 опубликовал очерк о Лондоне «Город-сфинкс», в 1923 2-е издание книги о кругосветном путешествии «Радость бытия», в 1927книгу о поездках в Монако «Монте-Карло», В 1930 вышла книга «Люди в паутине» о последнем его большом путешествии (1919) по странам мира, который, как писал он во введении, изменился поразительно, но «попрежнему человек еще опутан паутиной». Книга «Сегодня» (Л., 1925) описание событий 1917 в Петрограде. Из беллетристических произведений К. в Берлине вышли: сборник «Странные рассказы» (1921) о причудах миллиардера, «которому все надоело», «Детство Аристархова» (1924) и роман «Бог и деньги» (1926); эти произведения явились подготовительными этапами к роману-трилогии «За миллионами» (1933, «Сидорове ученье», «Хорошо жили в Петербурге», «Дьяволенок под столом»). Роман выходил с вариантами в Берлине и Париже, выдержал 4 издания. Трилогия, как и роман «Бог и деньги», имели автобиографическую основу.

К. писал: «Я рос и работал полжизни в той среде, в тех стремлениях и идеалах, среди тех людей, для которых высшим достижением было накопление богатства, деньги, миллионы». По словам К., трилогия это «хроника из предреволюционной жизни русской буржуазии»; он стремился «изобразить переживания человека, который полжизни думал, ...что в осуществлении задуманной карьеры вся цель жизни, важно только быстрое движение вверх, по ступенькам социальной лестницы: обгоняя толпу, он уперся вдруг в стену, озираясь растерянно на пройденный путь, вдруг понял, что цель была ничтожна, только мираж». Герой трилогии издатель, затем крупный биржевой делец в Петербурге, после революции в Нью-Йорке и Лондоне. В 1933, с приходом нацистов к власти в Германии, К. переселился во Францию, в фешенебельный пригород Парижа Шату. На эмигрантском материале написал роман «фуга» (1935); детективные романы «Похождения графа Азара» (1938) и «Сенсация графа Азара» (1939); сочинение в жанре научной фантастики «В царстве дураков» (1939): роман «Фенька» (1945, репринт 1973). В числе изданного также «Дрозофилы и мы» (1947), сборник, составленный по записным книжкам, «Из кладовой писателя» (1951, репринт 1973). Книга, написанная на сюжет парапсихологии с элементами таинственного, опубликована в журнале «Мосты» (Мюнхен, 1960, № 5). Последний, философско-психологический роман «Завещание Мурова» (Нью-Йорк, 1960) создавался в условиях трагических переживаний автора во время немецкой оккупации Парижа и при полной потере им зрения: как и в прежних романах К.

, его персонаж в главных чертах является двойником автора. Семь книг К. было издано в Лондоне в переводе на английский язык. «У автора исключительно острый дар наблюдательности, редкое, но тонкое остроумие и литературное умение, более которого нельзя желать», писала газета «Daily Mail». О романе «Сидорове ученье» писала «Daily Herald»: «Потрясающая картина русского общества накануне революции. Остро, тонко и убедительно». Книга К. «Голос горной пещеры» издана в 1960 в Буэнос-Айресе. Остался неизданным сборник «Портреты необычных людей» (М.Горький, Г.Уэллс, В.Розанов, С.Рейли, А.Н. Толстой). По-разному оценивала творчество писателя русская эмигрантская критика. По свидетельству К.Померанцева (1985), Г.Адамович считал книги К. «ниже всякого уровня». Сам же Померанцев признавал, что в романах «Сидорове ученье» и «Фенька» К. «талантливо рисует характеры и быт русских староверов»; о К. он писал, что это был человек «малоинтересный, ограниченный «практическим разумом», предельно сосредоточившим его на делании денег». По мнению В.Яновского, К. «был несомненно талантливым литератором, с культурою языка», но «привязанность к деньгам» и «скупость» были в нем «сильнее всего». «Житейская хроника, широкая словесная картина», писала о «Завещании Мурова» Н.Клименко, отметившая, что герой романа из тех, кто в конце XIX начала XX вв. пришел на смену дворянину-мыслителю или разночинцу, «борцу за народ», проявив упорство и энергию в достижении цели жизни «стать самим собой», Писатель сумел «заглянуть во все изгибы, углы, извилины души своего героя и талантливо показал его образ». .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое крымов владимир пименович
Значение слова крымов владимир пименович
Что означает крымов владимир пименович
Толкование слова крымов владимир пименович
Определение термина крымов владимир пименович
krymov vladimir pimenovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):