Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - лещенко петр константинович

Лещенко петр константинович

(1898, с. Исаево, Одесской губ. 1954, Брашов, Румыния) певец, баритональный тенор. Из села Исаево семья в поисках заработка перебралась в Кишинев. Вскоре отец, Константин Мартынович, умер. Мать, неграмотная крестьянка (урожд. Лещенко), осталась с малолетним сыном. Отчим, А.В.Алфимов, заметив музыкальную одаренность мальчика, определил его в хор кишиневской православной церкви. В 1905 семилетний Петр зарабатывал буханки хлеба, развлекая солдат танцами и пением. В конце 1910-х начал выступать между сеансами в иллюзионе «Орфеум», исполнял зажигательную лезгинку с кинжалом во рту. Вскоре освоил и добавил эффектный трюк метание кинжала в купюры, которые зрители бросали из зала на сцену. С этим номером перешел в варьете кишиневского ресторана «Сюзанна». В 1917 ненадолго оказался в школе прапорщиков, но уже на следующий год Кишинев и вся Бессарабия по Брестскому миру отошли Румынии. Взяв фамилию матери, стал румынским подданным, эмигрантом поневоле. Работа Л. в варьете позволила семье скопить деньги для переезда в столицу. В Бухаресте отчим купил маленький ресторанчик, назвав его «Кэсуца ноастро» («Наш домик»). В этом семейном предприятии хозяин работал швейцаром, дочери, Валентина и Екатерина, выступали с танцами, хореографический номер с пением исполнял дуэт «Петруччо (Л. и Розина», Стремясь приобрести профессиональное мастерство, Л. уехал в Париж (сер. 20-х) и некоторое время занимался в Парижском хореографическом училище. Здесь познакомился с выпускницей училища, танцовщицей Зинаидой Закит, женился на ней. Молодожены создали танцевальный дуэт и начали выступать со своими номерами в кафе, кинотеатрах и небольших ресторанах. В репертуаре, кроме опробованной Л., теперь уже дуэтной, лезгинки, был русский танец. Его мастерски исполняла Закит, Л. покорял темпераментными присядками и «арабскими» шагами (перекидки, не касаясь руками пола). У Закит были также сольные номера шуточные и характерные танцы. Чтобы дать жене время для смены костюма, Л. выходил с гитарой в костюме цыгана и пел. «Голос у него был небольшого диапазона, светлого тембра, без металла, на коротком дыхании, как у всех танцоров», вспоминал известный эстрадный певец С.Сокольский. Зрители принимали это пение, как заполнение вынужденной паузы в программе. Весной 1930 Л. и Закит гастролировали в Риге в Дайлес-театре, кинотеатре «Палладиум» и в кафе «А.Т.», принадлежавшем отцу Закит. Это была уже целая программа на 40 минут. В «А.Т.» собиралась художественная интеллигенция, под руководством отличного скрипача Г.Шмидта играл оркестр, выступали русские артисты. Здесь состоялся первый сольный концерт Л.-вокалиста. В течение предшествующих недель он усиленно репетировал со Шмидтом. С репертуаром помог композитор, сыгравший большую роль в жизни Л., О.Строк, Воспитанник Петербургской консерватории, рижанин, он тоже поневоле оказался «эмигрантом». В тот первый вечер пение Л. вначале принимали прохладно: но когда исполнялось «Мое последнее танго» Строка, находившийся в зале композитор сел за рояль, его аккомпанемент вдохновил Л" и концерт закончился триумфом певца. Репертуар Л. значительно расширился. Кроме Строка, для него стал писать бывший петербуржец М.Марьяновский (автор песен «Татьяна, помнишь дни золотые...», «Марфуша», «Блины» и др.). Л. продолжал петь в небольших помещениях, попытки выступить в филармонических залах заканчивались неудачей, в них голос певца «терялся». Л. выступал в бухарестских барах «Волна», «Подкова», в Риге, в том числе в летних ресторанах на взморье, где было много русскоязычной публики. Здесь его услышали два деловых англичанина, уговоривших английскую фирму пригласить Л. в Лондон (1933) для участия в великосветском рауте, где среди гостей был русский князь Ф.Юсупов. Пение Л. имело такой успех, что немедленно последовали выступления на английском радио. Через год он получил новое приглашение в Лондон в престижные рестораны «Трокадеро», «Савой», «Палладиум». Пришла европейская известность, Л. разъезжал с концертами по разным странам, записывался на пластинки фирмами «Columbia», «Electrecord» и др. Несмотря на «железный занавес», напетые Л. пластинки получали распространение в России (песни Строка «Скажите, почему...», «Синяя рапсодия» и др., а также песни, написанные самим артистом «Вернулась снова ты», «Давай простимся», «Не уходи» и др.). Л. все чаще выступал автором своих песен, в иных случаях только текстов. Так, фокстрот «Андрюша» (слова Л" муз. Белостоцкого) с едва переделанным текстом вошел в репертуар К.Шульженко, стал шлягером конца 30-х. Песня с ее удалью и оптимизмом считалась характерной для «устремленной в будущее» советской молодежи. В то же время сам Л. с его популярнейшим танго «Черные глаза» (муз. Строка) именовался не иначе как «буржуазной отрыжкой». «Черные глаза» дали название соответствующей рубрике в журнале «Крокодил». Л. умел оживить банальную мелодию, вдохнуть в примитивный текст подлинную грусть, нежность, веселость, лукавство. Его простые, непритязательные песни, легко запоминающиеся, не претендовали на изысканность. Так, одной из популярных его песен был знаменитый «Чубчик кучерявый» (автор неизвестен); исполнял он и частушки собственного сочинения «Праздник в деревне», «Тпру-ты, ну-ты», «Трынцы-брынцы». Выходец из «низов», Л. песнями, размноженными миллионными записями, обращался к этим «низам». В конце 30-х, когда новая мировая война была уже неизбежной, в Румынии русский язык был официально под запретом. Однако Л. продолжал петь только по-русски. В Белграде записал на пластинку «Широка страна моя родная» И.Дунаевского, лишь заменив в тексте «всенародный сталинский закон» на «всенародный, строгий всем закон». Пел украинские народные песни «Кари очи» и др., романсы Б.Прозоровского «Караван», «Стаканчики граненые», Б.Фомина «Эй, друг, гитара», Дм.Покрасса. Открыл собственный, прекрасно оформленный ресторан «Петр Лещенко» в центре Бухареста. В программе оркестр под руководством композитора Жоржа Ипсиланти, русские и др. танцы в исполнении «трио Лещенко» (две его сестры и жена), небольшой хор и три солистки, в их числе А.Баянова, жена Ипсиланти, После полуночи Л. пел и играл на гитаре, в это время посетителям есть и пить строго запрещалось. В период немецко-румынской оккупации Украины Л. неожиданно приехал в Одессу. Возможно, когда-нибудь станет известно, что заставило его решиться на такой рискованный поступок, в конечном счете, стоивший ему жизни. Он приехал в мае, выступал (1942-43) в помещении Драматического театра, клубах, летом в Зеленом театре, на эстраде пляжа Ланжерон, Открыл свой ресторан-варьете «Норд». В программе участвовали акробаты, фокусники, небольшой хор с русскими и цыганскими песнями, дважды в неделю 2-е отделение занимал Л. На фортепиано и аккордеоне ему аккомпанировали две юные выпускницы музыкального училища. Аккордеонистка В.Белоусова (ей посвящен вальс «Черные косы» «Это было в прекрасной Одессе...») стала его второй женой. В начале концерта Л. вынужден был петь несколько румынских песен, затем переходил на свой репертуар, Осенью 1943, когда советские войска приближались к Одессе, Л. исчез из города. Через 3-4 месяца появился в форме румынского офицера, покинув Одессу с отступающими войсками. Вернувшись из Одессы, Л. некоторое время содержал загородный ресторан под Бухарестом. С приходом советских войск ресторан был закрыт. Тучи вокруг певца сгущались.

По свидетельству очевидцев, он сильно изменился. В свои 50 лет выглядел старым, уставшим человеком, перестал заботиться о своей внешности. Изредка давал концерты для советских офицеров. Белоусова аккомпанировала на аккордеоне. Пронзительно звучала в их исполнении песня Ипсиланти «Я тоскую по родине». Хлопотал о советском паспорте и даже, как будто, получил его.

Но не мог покинуть Румынию без жены, ей же, несмотря на все усилия, паспорт не давали. В начале 1951 исчез прямо во время концерта. Только через 9 месяцев жене разрешили свидание. Румынские власти обвиняли Л. в сотрудничестве с немцами, в создании ресторана на оккупированной территории, где он «веселил и веселился». Белоусову вернули под конвоем в Россию и приговорили к расстрелу «за измену Родине». Расстрел заменили 25 годами Гулага. В 1954 она была освобождена, в 1958реабилитирована. В год ее освобождения Л. погиб в заключении в городе Брашов (Сталин). В 1990 фирма «Мелодия» выпустила 5 дисков Л. Его голос нередко звучит по радио. Издана книга «Танго и романсы Петра Лещенко» с полной публикацией всего репертуара певца и подробными комментариями. В Москве создан «ретро-клуб им. Петра Лещенко», вечера, ему посвященные, регулярно проходят в Одессе и др. городах. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое лещенко петр константинович
Значение слова лещенко петр константинович
Что означает лещенко петр константинович
Толкование слова лещенко петр константинович
Определение термина лещенко петр константинович
leschenko petr konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):