Исторический словарь - мамулян рубен захариевич
Мамулян рубен захариевич
Акцент французского композитора на слове «опера» оказался провидческим, т.к. на основе этого спектакля появилась первая национальная американская опера «Порги и Бесе» (на муз. Дж.Гершвина), которую М. поставил в 1935. С 1922 до конца 30-х М. был режиссером и продюссером почти трех десятков постановок на самых разных сценах Америки, в том числе и знаменитой «Metropolitan Opera».
Среди них оперетты, музыкальные спектакли, оперы классического репертуара: «Риголетто», «Фауст», «Кармен», «Тангейзер», «Борис Годунов» и мн. др. В 1943 еще одна театральная работа принесла М. всемирное признание музыкальная драма «Оклахома» («Oklahoma!»), 12 лет не сходившая с театральных подмостков в США (премьера в Нью-Йорке в марте 1943) и 7 лет в Англии (премьера 30.4.1947, театр «Dryry Lane»). В 40-50-е этот спектакль в постановке М. триумфально прошел на сценах Парижа, Милана, Неаполя и Венеции. От него берет свое начало весь музыкальный театр Америки; он послужил предтечей знаменитых киномюзиклов, ставших гордостью и символом американского кинематографа. Отличительной чертой М. как художника является его неуемность, вечный поиск, экспериментаторство, риск в работе, отказ от удачно найденных решений во имя новизны. Он всегда стремился к разнообразию в своем творчестве и не удивительно поэтому, что после триумфа «Порги» с готовностью принял предложение студии «Paramount» поработать в кино, причем в течение двух лет всего лишь ассистентом режиссера. Этот абсолютно незнакомый М. вид искусства захватил его целиком. Саму технику кинопроизводства М. освоил всего за 5 недель, а во всем остальном полагался только на собственную интуицию и воображение художника. Поиск чисто кинематографических средств выразительности и отказ от театрального способа повествования вот те задачи, которые он ставил перед собой, приступая к съемкам своего первого фильма «Аплодисменты» («Applause», 1929), рассказывающего о жизни актерской театральной среды. Уже в этой работе отчетливо проявилась страсть М.к новаторству. Использованные им нетрадиционные приемы передвижения камеры позволили впервые ввести в кино длинные планы, а применение двойной экспозиции разделить экран на две части. Однако наиболее интересные эксперименты М. осуществил в области звукозаписи. Предвидя ее потенциальные возможности, он не хотел использовать звук как простую имитацию жизни.
Добиваясь образно-звукового единства, М. первым ввел одновременную запись музыки, пения и монолога на двух звуковых дорожках. Внеся исправления и микшируя звук, М. переносил его на одну ленту, сохраняя при этом слышимость всего записанного материала. Кинематографический дебют М. не остался незамеченным. Фильм «Аплодисменты» вошел в число лучших произведений мирового кинематографа. Работу со звуком М. продолжил в своей следующей картине «Городские улицы» («City Streets», 1931). Здесь зритель впервые услышал закадровый голос, что было не только очередной технической новинкой, но одновременно и режиссерским приемом, усиливавшим драматический эффект сцены. Этот фильм служил примером характерного для творческой манеры М. смешения жанров (М. называл себя «эклектиком»). По внешней сюжетной канве лента, безусловно, относится к числу боевиков, однако ее лирико-поэтическая атмосфера, особый язык повествования, романтический характер героев (в гл. ролях Гарри Купер и Сильвия Сидней) раздвигали привычные рамки гангстерского фильма. Ярко выраженная индивидуальность, экспериментаторство молодого режиссера выдвинули картину в число наиболее значительных лент мирового экрана. 1932 оказался удивительно плодотворным для М.: одновременно вышли две его работы. Первая мюзикл «Люби меня сегодня вечером» («Love me Tonight») легкая, веселая, искрящаяся юмором комедия, где музыка впервые становилась частью действия (в гл. ролях Морис Шевалье и Джанет Макдональд), сразу завоевала признание и популярность. Второй фильм экранизация знаменитого романа Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», признанная лучшей из 10 киноверсий этого произведения. Фильм под названием «Доктор Джекиль и мистер Хайд» («Dr. Jekyall and Mr. Hyde») завораживал зрителя с первых же кадров, погружая его в атмосферу таинственности и мистического ужаса. Особенно сильное эмоциональное воздействие оказывала сцена превращения доктора Джекиля в чудовищного мистера Хайда.Не прибегая к комбинированным съемкам, М. проделывал этот трюк столь виртуозно, что секрет его не раскрыт до сих пор, а мастерские приемы монтажа и поныне служат материалом для учебных пособий. В поисках новых выразительным средств режиссер находил порой весьма неординарные решения, иногда в прямом смысле слова «вкладывал себя целиком» в работу.
Добиваясь необычного звукового оформления для этого фильма, он скомбинировал звуки очень низких и высоких частот на одной пленке, прокрученной в обратную сторону. Этой фантастической музыке М. придал ритм учащенного биения собственного сердца, записанного на фонограмму. Заслугой М. был весьма удачный выбор исполнителя главной роли: Фредерик Марч, практически не имевший никакого опыта работы в кино, получил за эту двойную роль сразу два приза американского «Оскара» и приз Международного кинофестиваля (МКФ) в Венеции. Вместе с тем М. пришлось пережить и разочарования. Известный американский продюссер Самюэль Голдвин доверил ему съемки очередной киноверсии романа Л.Толстого «Воскресение», оригинальное название фильма «Мы живем вновь» («We Live Again», 1934). Пригласив на роль Катюши Масловой актрису из России Анну Стэн, для оформления фильма художника С.Судейкина, а в качестве консультанта сына писателя Илью Толстого, М. задумал создать своего рода «киносимфонию на русскую тему».В коммерческом отношении фильм потерпел провал. Однако следует признать, что, с точки зрения режиссуры, картина, безусловно, не свободная от голливудских штампов, в целом была сделана довольно добротно, с большим уважением к литературному источнику и к русской культуре. В 1935 М. поставил «Бекки Шарп» («Becky Sharp») экранизацию романа У.
Теккерея «Ярмарка тщеславия». Это был первый фильм, снятый на цветной пленке «Техниколор». Как подлинный художник-экспериментатор М. искал в цвете новые возможности, используя его не только в плане декоративности, но и для драматургического решения. В зависимости от характера происходящего тона на экране становились то теплее, то холоднее.
С наибольшим мастерством этот прием был применен в сцене бала накануне битвы при Ватерлоо, Драматическая кульминация достигалась исключительно сменой цветовой гаммы, которая варьировалась от кадра к кадру и заканчивалась преобладанием красного цвета, более всего соответствующего напряженности момента.Несмотря на огромный успех и всемирное признание его новой работы, М. как обычно желал большего. Он стремился к цветовому соответствию человеческих эмоций и хотел, чтобы цвет стал не только драматургическим, но и психологическим компонентом фильма. С точки зрения самого режиссера, в наибольшей степени ему удалось этого достичь в экранизации романа испанского писателя Бласко Ибаньеса «Кровь и песок» («Blood and Sand», 1941).
М. работал в разных жанрах мьюзиклы, мелодрамы, криминальные и приключенческие фильмы, музыкальные комедии, но даже те его картины, которые принято относить к разряду коммерческих, отличали вкус и изящество режиссерского почерка, удивительная гармония и завершенность. Путем технического новаторства М. стремился, по его словам, сделать любую постановку «столь предметно-осязаемой, чтобы сам зритель почувствовал себя режиссером и тем самым преодолел существующий между ним и экраном барьер».
В своем творчестве он всегда придерживался принципа: «Нельзя создать произведение искусства без критического отношения, хорошего вкуса и твердой веры в то, что конечная цель художника внести свой вклад в понятие важности жизни и благородства человека. Не искусство для искусства, а искусство для жизни». За время своей работы в кино М. открыл немало новых имен. Тонко чувствуя природу актерской игры, глубоко проникая в психологию людей, он умело использовал особенности дарования артистов, Сильвия Сидней («Городские улицы»), Мириам Хопкинс («Доктор Джекиль и мистер Хайд»), Мирна Лой («Люби меня сегодня вечером»), Ида Люпино и Уильям Холдем («Золотой мальчик»), Рита Хейворт («Кровь и песок») получили свой «звездный» билет из рук М.Не только начинающие актеры, но и ведущие мастера экрана создавали в его фильмах свои лучшие персонажи. Роль королевы Кристины в одноименной картине М. («Queen Christine», 1934) вошла в число наиболее удачных работ великолепной Греты Гарбо, Доверяясь ее актерской интуиции, М. с помощью крупных планов, длительных пауз в кадре, еще в большей степени усилил в образе героини те ощущения таинственности, загадочности, недоговоренности, которые всегда были неотъемлемой чертой самой исполнительницы.
Многие кумиры американского и мирового экрана с успехом играли в его фильмах: Гарри Купер, Марлен Дитрих («Песнь песней» «The Song of Songs», 1933), Алла Назимова, Тайрон Пауэр («Кровь и песок» и «Знак Зорро» «The Mark of Zorro», 1940), Энтони Куин, Генри Фонда («Кольца на ее пальцах» «Rings of Her Fingers», 1942), Фред Астор, Сид Чарисс («Шелковые чулки» «Silk Stockings», 1957).
Бескомпромиссность художника, не пожелавшего поступаться своими творческими принципами, привела к тому, что в 1958 М. отстранили от экранизации оперы «Порги и Бесе», а в 1961 он сам отказался от работы над историческим «суперколоссом» «Клеопатра». После этого М. окончательно ушел из кинематографа и сосредоточился на театральных постановках, работая не только в музыкальном, но и в драматическом жанре.
Среди его многочисленных театральных работ (он был режиссером-постановщиком более 60 спектаклей) одна заслуживает особого внимания: в 1966 на сцене университета штата Кентукки М. поставил «Гамлета» в своей версии перевода на современный английский язык. Творческая биография М. сложилась счастливо. Начиная с 20-х, когда он только делал первые шаги на театральных подмостках, его талантливые, новаторские работы сразу попали в поле зрения профессионалов, а многогранная, плодотворная, полная поисков, экспериментов долгая жизнь в искусстве была неоднократно оценена самой взыскательной критикой. Четыре фильма М. «Аплодисменты», «Городские улицы», «Королева Кристина», «Бекки Шарп» попали в число лучших фильмов мирового кинематографа соответственно за 1929, 1931, 1934, 1935. Кроме того, М. были присуждены: в 1935 диплом Американского университета кино за достижения в области киносъемок; в 1936 приз Нью-Йоркской кинокритики за лучшую режиссуру фильма «Веселый бандит» («The Gay Desperado»); в 1940 особый приз МКФ в Венеции за лучший цветной фильм «Кровь и песок»; в 1945 премия Дональдса за лучшую режиссуру спектакля «Карусель» («Carousel»); в 1955 премия Туринского фестиваля технического прогресса за оригинальное использование цветовой гаммы в фильме «Бекки Шарп»; в том же году почетные знаки городов Парижа и Версаля за спектакль «Оклахома»; в 1963 и 1966 призы университетов Южной Калифорнии и Трансильвании; в 1973 Серебряная медаль Французской синематеки, В знак признания выдающегося вклада М. в киноискусство неоднократно были организованы ретроспективные показы его фильмов: в Галерее современного искусства в Нью-Йорке (1969); в начале 70-х в Американском институте кино в Калифорнии, в Национальной галерее в Вашингтоне, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Монреальском университете, на кинофестивале в Сан-Себастьяне и во французской синематеке; в 1972в Калифорнии был организован фестиваль его музыкальных фильмов «Musical Mamoulian». М. часто выступал с лекциями в различных учебных заведениях и киношколах США. За свою активную творческую жизнь он неоднократно получал всевозможные почетные звания. Так, в 1935 его сделали почетным капитаном полиции Мехико-Сити и вручили Золотой ключ города Сан-Франциско; в 1943 он стал почетным гражданином штата Оклахома; в 1955 получил почетное гражданство от итальянского правительства за фильм «Бекки Шарп», ав 1967-от администрации города Нью-Йорка за выдающиеся заслуги в области киноискусства.М. присутствовал и председательствовал на многих престижных кинофестивалях, проводившихся на всех континентах земного шара. В 70-х он дважды был почетным гостем Московских МКФ; всегда проявлял большой интерес к достижениям российского кинематографа. М. был автором ряда статей, опубликованных в различных сборниках, а также книг: «Abigayil» (1964), «Contributed to Scoundrels and Scalawags» (1968), «Ararat» (1969), «Style is the Man» (1971) и др. .