Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - метнер николай карлович

Метнер николай карлович

(24.12.1879, Москва 13.11.1951, Лондон) композитор, пианист, педагог. Его отец, Карл Петрович, был одним из директоров акционерной компании «Московская кружевная фабрика», мать, Александра Карловна (урожд. Гебхард) певица. Старинные обрусевшие немецкие роды Метнеров и Гебхардов включали в себя много художественно одаренных людей. В русских музеях сохранились портреты художницы-миниатюристки Минны Гебхард, сестры бабушки композитора. С материнской стороны родственниками М.

было и музыкальное семейство Гедике, Уже в 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, сначала у матери, затем, с поступлением в реальное училище, у брата матери профессора Московской консерватории Ф.Гедике. Очень рано проявились и его творческие склонности, стремление сочинять и даже попытки записывать свои пьесы. Раннее взросление определило его музыкальный вкус: никакой «детской» музыки, он требовал для изучения Баха, Бетховена, Скарлатти, Моцарта, а через два года занятий решительно заявил, что больше в школу не пойдет, т.к. хочет поступить в консерваторию. В 1892 он стал учеником фортепианного отдела в классе АТалли, а с 1894 перешел к П.Пабсту.М. много времени посвящал игре на рояле, но параллельно росла и страсть к сочинению. Он начал заниматься с А.Аренским и С.Танеевым, но не регулярно, и курса по композиции так и не прошел. В 1900 М. окончил консерваторию по классу фортепиано у В.Сафонова с золотой медалью и в августе того же года поехал в Вену на 3-й международный конкурс им.А.Рубинштейна.А.Гольденвейзер, также участвовавший в конкурсе, вспоминал, что по условиям на конкурсе было две премии: одна для композитора, другая для пианиста. Среди композиторов сразу определился лидер А.Гедике, также из Москвы. Только этим, по мнению Гольденвейзера, объяснялось получение М. Почетного отзыва, а не премии жюри не хотело давать обе премии русским конкурсантам. Так или иначе, но это был заметный успех молодого пианиста. Он получил приглашение на большое концертное турне по Европе, однако отказался от него, не согласившись на программы, составленные Сафоновым. К тому же его влекли собственные творческие планы: сочинительство захватывало его все больше и больше.

И это не преувеличение; по словам жены, А.Метнер, темы к М. «приходили сами». М. признавался Гольденвейзеру, что «у него при сочинении бывает такое чувство, как будто он должен запечатлеть то, что где-то уже существует, ему же нужно только снять все лишнее, выявить подлинную сущность этой музыки в предельном приближении к тому идеальному образу, который он ощущает».

Такая погруженность в сферу звуков делала процесс сочинения почти непрерывным: темы возникали даже во сне, некоторые использовались спустя многие годы после первой записи (так случилось с темой Квинтета, последнего сочинения композитора). «На протяжении ряда лет у него накапливались записи музыкальных мыслей... и заполняли довольно большой чемодан. Сергей Васильевич Рахманинов даже подтрунивал над этим «имуществом» и спрашивал: «Нельзя ли взять из него что-либо взаймы?» вспоминала жена. Одновременно М. вел преподавательскую работу: сначала в московском Елизаветинском институте (с 1900), затем (с 1909) профессура в Московской консерватории.М. не любил преподавание, ибо оно отвлекало его от сочинения; он всегда брал небольшую нагрузку. Но именно эта работа обеспечивала постоянный скромный заработок. Однако, занимаясь с учениками, независимо от того, были они консерваторскими или частными, он не щадил себя, щедро делился своими знаниями и опытом. Некоторые из учеников М. по много лет пользовались его консультациями, например (уже в пору его эмигрантства), английская пианистка Э.Айлз, приезжавшая с этой целью из Бирмингема во Францию, профессор Иельского университета Э.Грёман, дочь французского композитора Марселя Дюпре Маргарита Дюпре. Характерная для композиторского стиля М. преданность романтической традиции была не только естественным проявлением природных склонностей, но и осознанной позицией, протестом против бездуховного, бездумного отношения к искусству, против всегда ему чуждого модернизма. Один из музыкантов В.Поль, вспоминал, что мысль о моральной ответственности композитора, о том, что музыкальное произведение имеет «духовный смысл и что сочинение музыки есть поступок, о последствиях которого художник должен думать», неоднократно повторялась М. Этот своего рода моральный императив являлся важной составной частью его творчества.

Сочинения М. неброски и не монументальны. Он много писал для фортепиано и для голоса с фортепиано. Эта сосредоточенность на камерной музыке отвечала его индивидуальности и одновременно позволяла ему выступать исполнителем своих сочинений, к звучанию которых он был достаточно внимателен и придирчив. Его глубина не страдает многозначительной загадочностью.

Даже в драматических сочинениях нет ложного пафоса. Всюду сохраняется сдержанный, отмеченный благородством тон высказывания. «Лирическое раздумье» вот образ, отмечающий его лучшие страницы. Эта доверительная, внутренняя исповедальность интонации захватывала чутких слушателей. Многие находили в музыке М. внешне замкнутого, отгороженного, ту теплоту чувства, которой им не хватало в окружающем мире. М. много сочинял, до отъезда за границу написаны 40 из 60 с небольшим опусов. Параллельно он выступал как пианист, а также в паре с известной певицей Олениной-дАльгейм. В своем исполнении М.-пианист также избегал всего вычурного, блестящего, не стремился к эффектам: он прежде всего хотел донести до слушателя глубину мысли и чувства автора произведения. Его интерпретации покоряли серьезностью и искренностью тона, чистотой вкуса, верностью стилю. Богатство палитры было подчинено художественной и содержательной задаче, Он как бы заново слышал произведение и передавал эту свою способность слушателям. Тайну его артистичности составляла именно глубокая одухотворенность, проникновение в музыкальную и эмоциональную сущность исполняемого произведения. В 1911 М. ушел из консерватории, некоторое время жил в селе Траханееве, в имении друзей. Там композитор нашел необходимое уединение. Однако в 1913 ему пришлось снова вернуться в Москву. Того требовали и работа в Российском музыкальном издательстве, и необходимые для семейного бюджета частные уроки.М. с женой и старшим братом Эмилием поселился в Саввинском переулке на Девичьем поле, тогда московской окраине. С 1915 он вновь преподавал в консерватории, но лишь до 1919, когда, потеряв московскую квартиру и, следовательно, возможность работать в Москве, вынужденно жил в дачном поселке. К этому времени распалась дотоле сплоченная семья Метнеров: умерли мать и отец, на фронте погиб старший брат (Карл), другой (Эмилий) в 1914 уехал в Германию, а после начала войны был интернирован в Швейцарию. Не имея работы, постоянного жилья, лишившись близких, М. принял в 1921 решение уехать в Германию, где в сезон 1921/22 дал три концерта (в Берлине и Лейпциге), а в следующем сезоне выступил в Польше (в Варшаве и Лодзи). В программы концертов входили в основном сочинения самого пианиста, кроме того, он несколько раз сыграл Четвертый фортепианный концерт Бетховена.

В 1924, после посещения Швейцарии и Италии, Метнеры осели во Франции, в местечке Эрки в Бретани. Оттуда М. выехал на концерты в США. Этим первым турне он обязан заботам С.Рахманинова, который поддерживал композитора в годы его зарубежных скитаний. По соглашению с фирмой «Стейнвей» М. должен был играть с лучшими симфоническими оркестрами в разных городах. В поездке он выступал с необычной для него интенсивностью: с 31.10.1924 до 13.3.1925 он дал 17 концертов, исполняя свой Первый концерт, а также Четвертый Бетховена. В сольных программах, кроме своих сочинений, М. играл сонаты Скарлатти и Бетховена, Фантазию Шопена, пьесы Листа, а также выступал с певицей, исполнявшей его романсы и песни. Эта поездка, финансово обеспечившая семью, предоставила возможность на некоторое время отдаться сочинению. Вернувшись во Францию, Метнеры поселились в местечке Фонтен-д Иветт в 30 км от Парижа. Неподалеку отдыхал Рахманинов, и они постоянно общались. Здесь композитор сочинил Вторую скрипичную сонату, Второй концерт для фортепиано, Сказки op. 48. Отсюда в феврале 1927 М. поехал на концерты в Россию. В Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове состоялись его выступления, доставившие радость не только слушателям, но и самому концертанту. Он уезжал из России с надеждой вскоре вернуться обратно и показать здесь сочинения последних лет. Однако помешали иные гастрольные планы. В 1928 по приглашению певицы Т.Макушиной М. совершил поездку в Лондон. Летом 1928 он жил в нормандской деревушке Виллер-сюр-Мер, неподалеку от Рахманинова, который показывал М. посвященный ему Четвертый фортепианный концерт. В 1929/30 М. вновь совершил турне по США и Канаде, затем дал концерты в Англии. Со временем его начали утомлять бесконечные странствия и переезды. В начале 30-х композитор много размышлял об эстетических вопросах. Он собирал разные мысли о музыке в книгу под названием «Муза и мода», в которой подытоживал свои суждения о назначении музыки, ее путях и современном ему творчестве. Книга была издана стараниями и на средства Рахманинова, а позже, в 1951, вышел и ее английский перевод, сделанный другом и почитателем М. А.Сваном. В конце 1935 М. обосновался в Англии, в небольшом домике в северной части Лондона. Он выступал с концертами еще два сезона (1935/36 и 1936/37), после чего сосредоточился на композиторской работе. Если и выступал, то только со своими сочинениями. В 1942 перенес инфаркт, приковавший его на два месяца к постели.

Но лишь оправился, занялся оркестровкой только что сочиненного Третьего фортепианного концерта, который сам же исполнил в 1944 с оркестром Лондонского филармонического общества. Получив приглашение на большое турне в США в сезон 1947/48, М. согласился на поездку, но не чувствуя в себе достаточно сил, отложил ее на год. Это решение имело удивительные последствия. Судьба, словно решив вознаградить его за годы тревог и лишений, подарила ему последнему романтику чудесную романтическую историю. Согласно рассказу Свана, незадолго до войны молодой индийский студент Джайя Гамараджа Уадиар, наследник магараджи, по пути из Оксфорда домой случайно у своей сестры в Берлине услышал одну из сказок М. Пьеса произвела на него столь сильное впечатление, что он дал обет записать ее на граммофонные диски. Во время войны Уадиар унаследовал княжество, а в 1946 по его распоряжению было достигнуто соглашение с фирмой «His Masters Voice», в результате которого появились три альбома грампластинок с записями произведений М. В альбомы вошли все три Концерта, фортепианные и вокальные произведения. В знак благодарности М. посвятил Уадиару свой Третий фортепианный концерт. Существуют и другие пластинки с записями сочинений композитора: Третья скрипичная соната в исполнении американских артистов Э.Розенблита и Б.Рубакина, ряд песен в исполнении Э.Шварцкопф с автором. Это была его последняя работа, сделанная в 1950. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое метнер николай карлович
Значение слова метнер николай карлович
Что означает метнер николай карлович
Толкование слова метнер николай карлович
Определение термина метнер николай карлович
metner nikolay karlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):