Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - минский (наст. фам. виленкин) николай максимович

Минский (наст. фам. виленкин) николай максимович

(15.1.1855, с. Глубокое, Виленская губ. 2.7.1937, Париж) поэт, философ, публицист, переводчик. Из небогатой еврейской семьи (в 1886 принял православие). В 1875 окончил с золотой медалью минскую гимназию, в 1879 юридический факультет Петербургского университета со степенью кандидата права. Печататься начал в 1876в «Журнале русских романов и путешествий», с 1877 в журнале «Вестник Европы». В поэме «Последняя исповедь» (Народ, воля, 1879, № 1), в сборнике «Отклик» (СПб., 1881), в журнале «Устои» (1881-82) пропагандировал народнические идеи. В списках распространялась запрещенная духовной цензурой поэма «Гефсиманская ночь» (сер. 80-х), В «гражданских стихах» М. написанных под влиянием Некрасова, над мотивами «мести» преобладали мотивы «печали», предвосхищая элементы декаденства. Поэма М. «Белые ночи» (1879) была любимым произведением К.Бальмонта и Ф.Сологуба. В 1883 цензура сожгла тираж его сборника «Стихотворения», по поводу которого, вспоминал М., «министр Д.Толстой кричал и топал на меня ногами»; сборник вышел снова в 1887 (репринт Мюнхен, 1977). После этого неожиданно для читателя М. объявил себя вместе с И.Ясинским (газета «Заря», Киев, 24.7.1884) сторонником «чистого» искусства. В «богоискательской» книге «При свете совести: Мысли и мечты о цели жизни» (СПб., 1890) отрицал наличие у человека альтруистических чувств и обосновал «религию небытия» «меонизм» (от греч,: «meon» несуществующее), вобравший в себя народнические мотивы «совести» и «жертвы» и различные положения религиозно-мистических учений.

Как писал позднее М. он поднял «знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма», провозгласив «культ абсолютной личности». «...Чтобы сделать возможным любовь к людям и служение им, декадентство как бы отвернулось от людей...» Среди интерпретаций взглядов М.

выделяется точка зрения, высказанная в эмиграции С.Маковским: «В его «собственной» метафизике небытия, «меонизме», какое-то мерещится мне теперь предчувствие хайдеггеровского экзистенциализма». Пропагандируя свои воззрения, М. читал лекции, сотрудничал в журналах «Северный вестник» (1891-98), «Мир искусства» (1899-1904). Инициатор вместе с Д.

Мережковским и В.Розановым Религиозно-философских собраний (1901,1902-3). Трактатом «Религия будущего: Философские разговоры» (СПб., 1905) М. утвердил за собой, по словам С.Венгерова, «печальное титло отца русского декаданса». Печатался в журналах «старших» символистов «Весы» (1904-9) и «Золотое руно» (1906-9). Драма «Альма» (1909) апофеоз и художественная иллюстрация «меонизма». В период 1-й русской революции М. полагал «внутренне необходимым» союз между символизмом и революцией: «новаторы в области искусства не могут не стать рука об руку с преобразователями практической жизни». Исходя из этого, М. предоставил в 1905 большевикам имевшееся у него право на издание газеты «Новая жизнь», опубликовал там «Гимн рабочих», начинавшийся словами «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и перевод «Интернационала». Отвечая критикам (Н.Бердяеву, Д.Философову и др.), упрекавшим М. за то, что он позволил В.Ленину и М.Горькому нападать на метафизику и религию, писал: «В ту пору, в самый разгар борьбы за свободу, я не счел себя вправе из-за философски-эстетических разногласий сорвать издание газеты, игравшей в этой борьбе такую видную роль и обслуживавшей рабочий класс, интересы которого, по мере того, как развертывалась картина борьбы, становились мне дороже и ближе. Интересы свободы и борющегося пролетариата я ставил выше всех других...» При этом М. «надеялся воздвигнуть в самом центре рабочего движения кафедру для проповеди нового идеализма», но члены редакции, которых он считал «друзьями и союзниками», не дали ему такой возможности. В 1905-6 называл себя социал-демократом, однако позднее утверждал, что, как убедился он воочию, «интересы социал-демократии непримиримы с интересами культуры, догматы политиканствующего марксизма не менее враждебны идеальным стремлениям интеллигенции, чем тирания бюрократии и насилия реакции». Как официальный редактор «Новой жизни» М. был арестован, привлечен к суду по обвинению в призыве к «ниспровержению существующего строя», освобожден под залог: вслед за тем выехал за границу. С 1905 по 1913 жил в Париже, где написал трилогию: «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910), «Хаос» (1912, переизд. в 192). Две первые пьесы психологические драмы о власти вещей над человеческим сознанием: третья социальная драма, отразившая революционные события. В сентябре 1913 вернулся на родину, но летом 1914 снова выехал за границу. Во время 1-й мировой войны корреспондент русских газет во Франции. Революция 1917, как писал М. позднее, «вместе с радостью торжества ...отозвалась в сердце и прежним знакомым страхом за судьбу культуры». «Еще задолго до выступления большевиков, в первые мартовские дни я с тревогой почуял, что смертельная опасность грозит у нас творческому духу, интеллекту, хранителям интеллекта, мозгу народному, рабочей интеллигенции...» «Меонистические» идеи по-прежнему владели художественным сознанием М., о чем свидетельствует философская драма («мистерия») «Кого ищешь?» (Берлин, 1922), в которой он ставил вопрос: «Что надо считать реальным вымышленную ли мысль или осязаемость плоти и ее радость?», склоняясь к первому. Мистические увлечения М. разделяла его жена, поэтесса и критик Людмила Вилькина; ее книга «Мистерия о конце мира» была издана в Берлине (1923) со вступительной статьей М. (2-е изд. 1961). Ранее в переводе М. и Л.Вилькиной вышло полное собрание сочинений М.Метерлинка (Пг., 1915). В течение пяти послеоктябрьских лет М. читал лекции и публиковал статьи «о союзе между умственным и физическим трудом» против партийного «властолюбия». Некоторыми эмигрантами эти идеи были восприняты как «пророческие видения художника, как чистейшая интуиция грядущего», но за их проповедь М. был выслан из Испании, где выступал с лекцией. В «Манифесте интеллигентных работников» (сб. «Современные проблемы». Париж, 1922) М. утверждал, что «умственные труженики» составляют «самовластный класс, который вместе с самовластным классом ручного труда» должен взять в свои руки «всю власть по производству и распределению». Однако «начало общественности» М. видел в личности; «как моменты в огромной вековой проблеме личности» рассматривал творчество писателей в книге «От Данте к Блоку» (Берлин, 1922), находил сходство между ними в том, что «Блок вступает в ад (Революция) с тем же чувством, как Данте, с сознанием необходимости и справедливости свершающейся мести» (на книгу положительно отклинулась просоветская газета «Накануне»). В 1922 вышел сборник избранных стихотворений М. «Из мрака к свету» (Берлин-М.-Пб.). Рецензент «Новой русской книги» (1923, № 1) отметил, что М.

«любит жизнь, любит любовь, и ни налет «холодных слов», ни тусклый блеск разочарования не заслонит его воли к жизни, к схватыванию души вселенной». Критик газеты «Руль» В.Кадашев, не отрицая «теоретических» заслуг М. перед русским литературным возрождением, все же не поставил его в ряд поэтических представителей «декадентства» и «модернизма», т.к. в отличие от Блока, Белого, Бальмонта стих М. «вялый», сочинения его умные, но холодные, ему чуждо «желание раскрыть мир как художественный символ». Резкий протест вызвало у рецензента включение в сборник «Интернационала». Н.Петровская в «Накануне», напротив, увидела в поэзии М. «синтез философского мышления и богатого эстетического содержания», причем «с течением времени облик поэта-мыслителя и мистика вычерчивается все ярче и рельефнее». Ю.Айхенвольд, посвятивший творчеству М. главу в переизданной книге «Силуэты русских писателей» (1923), подчеркивал, что значение М.

в новейшей литературе определяется не столько его философскими рассуждениями, сколько его стихами. Он «колебался от тем гражданской скорби к искусству модернизма и обратно», и «хорошее» у него проявилось только после того, как он «освободился было от рамок обязательной гражданственности и раскрыл в себе то, что она заглушала».

Теперь, заключал критик, когда «...трагическое вино революции не опьянило нас, а отрезвило от революционной романтики, теперь часто отказываешь Минскому в поэзии... Но все же стихи его навевают хорошие, и теплые, и чистые воспоминания о той поре жизни, когда гражданская задача рисовалась нам в слишком элементарных и наивных чертах, зато в юношеской красоте идеализма и героизма». В начале 20-х М. председатель берлинского Дома искусств, член редакции его «Бюллетеня». В 1925 женился на З.Венгеровой, с которой был знаком с 1880-х. Переехав в Лондон, работал в советском полпредстве, составляя бюллетень английской печати. На протяжении всего творческого пути занимался переводами: «Илиада» Гомера (1896; 1935), произведения П.Верлена, П.Б.Шелли, Дж.Байрона, Г.Флобера («Саламбо», 1914), Аристофана («Лисистрата», 1922). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое минский (наст. фам. виленкин) николай максимович
Значение слова минский (наст. фам. виленкин) николай максимович
Что означает минский (наст. фам. виленкин) николай максимович
Толкование слова минский (наст. фам. виленкин) николай максимович
Определение термина минский (наст. фам. виленкин) николай максимович
minskiy (nast. fam. vilenkin) nikolay maksimovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):