Поиск в словарях
Искать во всех

Исторический словарь - минский (николай максимович виленкин)

Минский (николай максимович виленкин)

Минский псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь".

За первые же № "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, № 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности".

В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905). "Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие "меон" (греч. me on не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории совесть, инстинкт самопожертвования, вера имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде.

Минский поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли ("Королева Мод" и "Аластор"), ряд пьес Шекспира и Мольера (в "Библиотеке великих писателей", под ред.

С.А. Венгерова ), и всю "Илиаду" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: "Железный призрак" ("Русская Мысль", 1909, № 2), "Малый соблазн" (Альманах "Шиповника", 1910) и "Хаос" ("Новая Жизнь", 1912, № 12), посвященная изображению огромной "власти вещей" в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г.

в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в "Литературе ХХ в.", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915).

С. Венгеров. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое минский (николай максимович виленкин)
Значение слова минский (николай максимович виленкин)
Что означает минский (николай максимович виленкин)
Толкование слова минский (николай максимович виленкин)
Определение термина минский (николай максимович виленкин)
minskiy (nikolay maksimovich vilenkin) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):