Исторический словарь - образование классового общества в египте
Образование классового общества в египте
Большинство африканских племён тогда и еще долгое время позже жило в условиях неолита. Несколько больше, чем о других, мы знаем лишь о тех племенах, с которыми непосредственно соприкасались египтяне. В долине Нила, южнее египтян, обитало темнокожее население, говорившее, повидимому, на языках кушитской ветви семито-хамитских языков.
Страна их у народов древнего Востока чаще всего обозначалась именем Куш; греки и римляне называли её Эфиопией, затем она была известна как Нубия. Сами же племена, населявшие в древности эту страну, имели различные названия. В науке их чаще всего называют нубийцами или эфиопами (Следует заметить, что в наше время эфиопами обычно называется не население Нильсиой долины, а население современного государства Эфиопии (Абиссинии), представляющее этнически иной народ.). Нубийские эфиопы занимались скотоводством и земледелием; вначале уровень развития их общества был сходен с египетским, и лишь позднее Египет начал быстро опережать Эфиопию. Классы и государство возникли здесь значительно позже — до некоторой степени в связи с завоеванием значительной части страны Египтом. Далее на юг, в пределах Судана, а также на побережьях Сомали и Эритреи, где, вероятно, надо поместить упоминаемую египетскими источниками страну Пунт, обитали негритянские и — в глубине страны — также пигмейские племена. В древнейшие периоды истории Египта связь египтяне ними имела лишь случайный характер. К западу от Нильской долины обитали племена ливийцев, говорившие на языках ливийско-берберской ветви семито-хамитских языков. Цвет кожи их был светлее, чем у египтян. Судя по некоторым данным, область их расселения простиралась вплоть до Атлантического океана; нынешние народности Северной Африки, говорящие как на берберском, туарегском и других языках этой группы, так и на диалектах арабского языка, являются их потомками. Ливийцы представляли собой племена охотников, бродячих скотоводов и первобытных земледельцев; условия их жизни в сухих степях были неблагоприятны. Лишь в прибрежных долинах Северо-Западной Африки условия были более пригодны для земледелия, но и здесь оно ещё не могло развиться во времена энеолита. Классовое общество возникло у этих племён много позже, чем у их соседей в долине Нила. На северо-востоке соседями египтян были семитические скотоводческие племена, о которых речь будет идти далее. Период возникновения древнейшего классового общества и государства в Египте. Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран мира необходим был преобразующий человеческий труд. Производство кремнёвых орудий достигло в первобытном Египте исключительного совершенства. Этому способствовало обилие здесь отличного кремня. Медные орудия появились в Египте тоже очень рано. Хотя в самом Египте, месторождения медной руды ничтожны, но недалеко от долины Нила—на Синайском полуострове— находились богатейшие месторождения меди. Их начали разрабатывать в самой глубокой древности. Распространение относительно совершенных орудий труда .позволило обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и своевременно избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье, так и заболоченность почвы. В результате труда многих поколений страна была покрыта сетью перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки.Сквозь высокие наносные берега от реки к этим участкам были прорыты протоки. Во время половодья участки затоплялись. После того как вода пропитывала почву, отстаивалась и отлагала ил, её спускали обратно в реку. По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родо-племенных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх необходимых для прокормления самих работников.
В то же время становилось возможным и присвоение большей части произведений труда более богатыми и сильными людьми. Это были, вероятно, по большей части вожди племён и близкие к ним люди. Они и завладевали средствами производства. О ходе этих событий в Нильской долине мы можем судить лишь предположительно, на основании данных, известных нам о жизни других народов Несомненно, что в условиях Египта этот процесс происходил очень рано, так как для водоустройства и обработки илистой почвы, для получения с неё довольно высоких урожаев здесь достаточно было самых простых орудий. Порабощение человека человеком началось в Египте в глубочайшей древности. Вместе с тем, как и в других странах, здесь разрушалась родо-племенная общность, и на месте первобытных общин возникали общины земледельцев, объединённых соседством и совместным трудом по поддержанию орошения. Хотя письменные источники, дошедшие от различных периодов истории древнего Египта, несмотря на своё разнообразие (литературные памятники, надписи в гробницах, храмах, царские надписи, документы крупных, в том числе царских, хозяйств), не дают пока возможности проследить историю этой сельской общины, однако сохранившиеся данные позволяют предполагать её существование на протяжении тысячелетий. Именно трудом общинников создавались грандиозные оросительные и другие сооружения древнейшего Египта. Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя.Развивавшаяся система угнетения большинства меньшинством привела к образованию в Египте государства. Однако при современном состоянии наших знаний ещё нельзя точно определить дату возникновения государства в Нильской долине. Мы ещё не можем свести воедино свидетельства вещественных памятников, с трудом поддающиеся истолкованию, с глухими и косвенными намёками позднейших письменных источников.
Большое количество находок дошло до нас — правда, не .без досадных пробелов — от различных периодов, начиная от палеолита до того периода медного века, когда древнейшее государство в Египте уже сложилось. Между каменным веком и развитым медным лежала длительная переходная пора, когда медные орудия соперничали с каменными или начинали преобладать.Когда возобладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс сложения классового общества и государства рабовладельцев. Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному городу и своих местных богов.
В последующей истории Египта номы не раз проявляли склонность к обособлению. В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе паря соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это подтверждает существование некогда двух раздельных царств в Египте— Нижнего и Верхнего. До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. По этим обломкам можно заключить, что в летописи перечислялись египетские цари (Египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: nep-o—«большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».) от времени их царствования имелись погодные записи. Этим царям предшествовал, по всей вероятности, ещё в .IV тысячелетии до н. э. длинный ряд царей, владевших как областями Северного (Нижнего), так и Южного (Верхнего) Египта, для которых летопись не давала погодных записей. В летописи имеется также перечень царей одной северной половины Египта, о которых уже в III тысячелетии ничего не знали, кроме их имён.Пока остаётся ещё неясным, в какой мере древнейшие, долетописные правители объединённого Египта и правители разобщённых его половин были уже действительно царями, а не племенными вождями, а их «царства» являлись государствами. От начального периода Египетского государства мы имеем не -одни вещественные, но и некоторые письменные источники, однако последние вследствие их немногословности, а также из-за древности языка и системы письменности часто малопонятны.
Поэтому историю египетского общества времени Раннего царства мы знаем лишь в общих чертах. .