Исторический словарь - прощеный день
Прощеный день
Сначала царь посещал загородные обители и в заключение их у гробов родителей прощался в Новоспасском монастыре. Прощаясь с братиею и с сестрами, с больничными старцами, государь оделял всех милостынею. В пятницу или субботу государи из дома Романовых прощались у гробов родителей. В воскресенье к государю приходил со крестом и св.
водою прощаться патриарх со всеми духовными властями. Затем царь совершал обряд прощения с чинами дворовыми и служилыми, а вечером шествовал в Успенский собор, где патриарх совершал обряд прощения "по чину". Из собора государь заходил в крестовую палату к патриарху, который встречал его благословением и под руку шел с ним на обычные места. Потом, после "Достойно" и "приходной молитвы", когда патриарх вторично благословлял государя и всех бояр, садились все по лавкам. И "посидя немного", государь указывал стольникам нести свое государево питье. "Наложа по три кубка романеи (красного вина), да ренского (белого вина), да бастры (сладкого, вроде ликера, привозного из чужих земель), думский дворянин сдавал питья стольникам, которые чинно, один за другим, с кубками в руках входили в палату и подносили питья патриарху". Святейший отпивал и подносил царю "всех питей по три кубка". Затем отведывали бояре, окольничьи и думные люди. Во второй раз царю подносили в золотых ковшах красный мед по три раза, боярам по одному. Напоследок в серебряных ковшах "тем же обычаем подавали белый мед". После этого те же стольники, по велению государя, тем же медом обносили других духовных лиц. По окончании этих "прощальных чаш" все удалялись, и государь, оставаясь наедине с патриархом, беседовал с ним около получаса. Потом снова входили бояре, и патриарх, встав с места, говорил "Достойно" и "прощание", т.е. прощальную молитву "Владыко многомилостиве", затем благословлял государя и весь его чин. После патриарха государь в Вознесенском монастыре и в Архангельском соборе прощался у св. мощей и у гробов родителей (предков): в первом с особами женского пола; во втором мужского; затем, в одной из приемных палат, с "комнатными людьми", со всеми чинами и должностными лицами своего двора, жалуя их к руке. То же самое и в то же время происходило и на половине царицы, где целовали ее руку: из мужчин близкие родственные лица и весь придворный мужской штат, а из женщин верховные боярыни, мамы, постельницы, мастерицы, мовницы (банщицы) и др.Завершался же весь этот чин тем же последовательным подвигом, непосредственно исходящим из завета о прощении и прямо высказанном в Евангелии словами Спасителя: утром или вечером ходили к царю начальники приказов с докладом о колодниках, действительно сидевших в сырых и темных тюрьмах с тяжелыми колодками на шее и плечах. Государь освобождал многих из тех, которые сидели много лет, и между ними главным образом тех, которые обвинялись в неособливо важных преступлениях.
Наступали строгие дни Великого поста. Смолкали песни, переставали звенеть бубенцы, подвешенные к дрогам: словно гром свалился с неба и всех разогнал. А между тем вечерняя заря еще не прогорала и можно было еще попеть и покататься. Следуют: поклоны в ноги, поцелуи с мольбою о примирении и прощении. Человеческие немощи и укоренившиеся обычаи требовали заговенья. В прощеный день даже иноку-патриарху полагался обильный стол, как и служившим при патриаршем дворе: казначею с начальною братиею, священникам, певчим, дворянам и всяких чинов дворовым людям, нищим и т.д. О прощеном дне у русских крестьян см.: Прощение. Н.П. Степанов .