Риццони
два русских живописца. 1)
Павел Антонович, родился в 1822 году, получил художественное
образование в Императорской Академии Художеств, где числился учеником профессора А.Т. Маркова и получил за свои успехи все медали, включительно до большой золотой, которая была присуждена ему в 1847 году за картину "Толкучий рынок". Будучи вслед за тем отправлен на казенный счет на
шесть лет за границу,
он провел там всего два года, в
течение же остальных лет своего пенсионерства путешествовал по России, изучая простонародный быт, изображение которого сделалось его специальностью с юных лет. В особенности близко познакомился он с типами и нравами жителей южных губерний и Остзейского края. В 1853 году за картину "Питейный дом" получил
звание академика, после чего являлся
пред публикой со своими произведениями очень редко, занимаясь преимущественно преподаванием рисования. 2)
Александр Антонович Р.,
брат предыдущего, родился в 1836 году. Получив начальное образование в рижском уездном
училище и первое знакомство с рисованием и живописью от своего брата, в 1852 году поступил в
ученики Императорской Академии Художеств, где состоял учеником профессора Б.П. Виллевальда . В 1857 году был удостоен малой серебряной медали за картину "Корчма" и большой серебряной за картину "Итальянский шарманщик в корчме". В том же году сделал на собственный счет поездку в Италию и Францию. Картина "Жиды-контрабандисты" (в музее императора Александра III ) доставила ему в 1859 году малую золотую
медаль. После того он путешествовал в Испанию и Бельгию, неоднократно посещал Прибалтийские губернии и в 1862 году за картину "Аукцион в лифляндской деревне" получил большую золотую медаль и
право на шестилетнее пребывание в чужих краях в качестве пенсионера Академии. Совершенствовался
четыре года в Париже и особенно в Риме, причем еще больше, чем прежде, пристрастился к писанию миниатюрных, тщательно оконченных картин, для которых сюжеты стал брать из жизни высшего католического духовенства и монахов, из римского народного быта и из нравов тамошних евреев, помещая изображенные сцены по большой части в закрытых помещениях, каковы кабинеты прелатов, монастырские рефектории, трактиры,
синагоги и
т. п.
Восемь картинок подобного
рода, привезенных в
Санкт-Петербург в 1866 году, доставили Р. звание академика и продление срока пребывания на казенный счет в чужих краях. В 1868 году, за новые произведения в том же роде,
Академия возвела Р. в профессоры. По истечении срока своего пенсионерства он окончательно поселился в Риме, где живет и поныне,
но не разрывая связи с Петербургом.
Из многочисленных картин Р., отличающихся хорошим рисунком, характерностью выведенных на сцену типов, прекрасной передачей костюмов и комнатной обстановки, удивительной тонкостью письма, но страдающих цветистостью колорита и излишней прилизанностью, достойны внимания в особенности: "Римская таверна" (в музее императора Александра III, в Санкт-Петербурге), "Трапеза капуцинов" (у К.
Солдатенкова , в Москве), "Выход кардинала из церкви" (у него же), "Синагога" (у него же), "Ризница в монастыре картезианцев" (в Аничковом дворце, в Санкт-Петербурге), "Совет кардиналов" (у наследн. Д. Боткина, в Москве), "Чтение Талмуда" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Квартет дилетантов", "Посещение кардиналом церкви С.-Онофрио, в Риме" и некоторые другие.
А. С-в. .