Исторический словарь - синагоги
Синагоги
В Галилее найдены развалины древних синагог, например, в Тел-Хуме (Капернауме), в Керазе (Хоразин), две в Кефр-Берим и т.д. Из остатков видно, что они имели четырехугольную форму, разделялись колоннадами на несколько отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверьми. Всякая синагога имела своего начальника — архисинагога и его помощников — нескольких старейшин (Лук.
7:3), также называемых, начальниками синагоги (Map. 5:22; Деян. 13: 15). Вместе они составляли власть, которая наблюдала за порядком и нравами среди общины; см., например, Иоан. 9:22; 12:42; 16:2. Далее, там был переводчик, который переводил еврейский текст на понятный народу язык. Еврейские источники упоминают еще о должности, носящей название «Шалиах цибур», т. е. поверенный или посланник общины; так назывался тот, который читал молитвы во время богослужения и вместе с тем исполнял обязанности секретаря или представителя синагоги. Некоторые полагают, что вышеприведенное название не давалось одному определенному лицу, но при каждом отдельном случае тому человеку, который читал молитвы по поручению общины. Затем были диаконы, т.е. собирающие пожертвования, и, наконец, сторож или служитель, обязанностью которого было подавать из ковчега книги (Лук. 4:17 и дал.), содержать в чистоте помещение, приводить в исполнение наказания и т. д. Наконец, там еще были, так называемые, «батланим», т е. свободные люди, 10 человек, которые всегда должны были приходить на богослужения для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присутствующих. Это были или люди со средствами, которые имели свободное время, или нанятые за плату члены общины. Каждая синагога представляла самостоятельную общину и в то же время поддерживала деятельную связь с другими синагогами. В качестве духовного суда, она имела власть отлучать и наказывать преступников (Мат. 10:17; 23-34; Map. 13:9; Лук. 12:11). Павел сознается, что часто в синагогах мучил и бил последователей Иисуса (Деян. 22:19; 26:11). Богослужение в синагогах совершалось три раза в неделю, именно, по субботам, понедельникам и четвергам; молитвенными часами были третий, шестой и девятый (9 ч. у.), 12 ч. (полдень) и 3 часа (пополудни), по-еврейски: «шахарит, минха и аравит» (ср. Пс. 54:18; Дан. 6:10; Деян. 2: 15; 3:1; 10:30). Во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой; в позднейшее время женщины получили место на хорах. К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершение обрезания и установленных законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтыря, самой древней из богослужебных книг. Первая молитва, называемая «Шема» или «Криат Шема», состояла из двух вступительных благословений, чтения 10 заповедей и выдержек из Пятикнижия, именно, Втор. 6:4-9; 11: 13-21; Чис. 15:37-41. Затем читались, так называемые «шмоне-есре» (восемнадцать), — собрание молитв и благословений. Одна из них гласит так: «Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи, Боже наш, закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром». Присутствовавшие выслушивали молитву стоя (Мат. 6:5; Map. 11:25; Лук. 18:11,13) и отвечали громким «аминь», — обычай, который вместе с некоторыми другими перешел из синагоги в христианскую церковь (1 Кор. 14:16) После молитв следовало чтение из Библии, сперва Закона (параша), затем пророков (Хафтара), которые читались по-еврейски и сопровождались переводом на понятный народу язык, с назидательным объяснением и практическим применением. Каждому иудею можно было выступать для молитвы, чтения и проповеди. Так и Господь Иисус Христос, выступив в синагоге, получил книгу, прочел пророчество и истолковал его (Лук. 4:17 и дал.). Этой свободою пользовались апостолы и всегда присоединяли свои проповеди о Христе к той форме, которая предлагалась им богослужебным порядком синагоги. В Деян. 13:15 говорится, что в Антиохии Писидийской в синагоге по окончании чтения закона и пророков начальники послали спросить Павла и Варнаву, имеют ли они слово наставления к народу, и Павел, встав, проповедовал им о смерти и воскресении Иисуса, и об оправдании верою в Него. Это имело такое действие, что почти весь город собрался в следующую субботу слушать Слово Божие (13:44). Срав. далее Лук. 13:10; Иоан. 18:20; Деян. 14:1; 17:1 и дал.; 18:4, 26; 19:8. После чтения Священного Писания следовало заключительное благословение, на которое собрание также ответило «аминь». Каждому бросается в глаза, в какой значительной мере богослужение синагоги было подготовлением к богослужению христианской церкви.Не связанная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность; не отягощенная тяжелым бременем обрядов, но свободная от жертвенника, священства и жертвоприношения, и, с другой стороны, дающая свободный доступ для участия в ее деятельности каждому члену общины, — синагога была во многих отношениях образцом для первоначального богослужебного порядка христианских церквей.
От синагог отличались, так называемые «молитвенные дома», которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. В таком молитвенном доме Павел нашел Лидию (Деян. 16:13 и дал ). Иногда встречается слово «молитвенное место», обозначающее настоящую синагогу. Отлучение от синагоги (херем) упоминается в Новом Завете, как наказание за тяжкие религиозные преступления. Родители слепорожденного боялись много говорить об Иисусе, потому что евреи уже решили отлучать от синагоги всех признающих Иисуса за Христа (Иоан. 9:22; срав. 12:42). Об этом же Иисус предсказал своим ученикам (Иоан. 16:2; Срав. Лук. 6: 22). Закон ничего не говорит об отлучении, но талмудисты приводят, как примеры, Корея (Чис. 16), город Мероз (Суд. 5:23), объявление Ездры (Езд. 7:26) и суд (10:8), состоявший в том, что ослушавшийся приказания старейшин, лишался своего имения и отлучался от общества. Отлучение, которое в Талмуде называется «Ниддуй» или «Шаммата», могло постигать человека за 24 преступления. В «Гемаре» делается различие между «Ниддуй» и «Херим»: «Ниддуй» являлось простым отлучением на 30 дней, но «Херем» было, сопровождаемое проклятием, торжественное отлучение от общества. «Ниддуй» мог произнести один раввин; человек, подпавший под отлучение, должен был одеться в траур, ему нельзя было стричься, он должен был держаться на расстоянии 4 шагов от людей; он мог посещать богослужения, но ему нельзя было входить через общие ворота. «Херем» же имели право произнести не менее десяти членов общины; он оглашался при трубных звуках всенародно и совершенно отлучал преступника от храма и синагоги; разрешалось только подавать ему пищу. Если он после 30 дней раскаивался, то его принимали вновь.Кроме этих двух степеней, позднейшие раввины упоминают «Шаммата», как самую высшую и тяжелую степень, т е отлучение навсегда. Это различие между тремя степенями, согласно Кейлю, придумано с 1525 года. Указания на отлучение от синагоги некоторые усматривают в известных выражениях ап. Павла относительно благочиния в христианских церквах (1 Кор.
5:5; 16:22; Гал. 1:8 дал.). Большой синагогой называется в раввинских преданиях совет или синод, состоявший из 120 мужей, которые, после возвращения еврейского народа из Вавилона, руководили религиозными преобразованиями. Они собрали Св Писания и соединили их в одно целое в том порядке, в каком они существуют и теперь; проверили текст и поставили гласные буквы, утвердили синагогальное богослужение, установили праздник Пурим, утвердили «восемнадцать благословений» и т. д. Первым председателем этой коллегии был священник Ездра. Об этом синоде не существует исторических сведений древнее талмудистской книги «Пирке-Авот», около 2-го столетия по Р.Хр Ни в Ветхом Завете, ни у Иосифа Флавия об этом не упоминается. Из книги Неемии видно только, что вокруг Ездры группировались набожные, выдающиеся мужи, которые работали под его руководством (Неем. 8:13; 10:1-29). .