Исторический словарь - россия разд. востоковедение
Россия разд. востоковедение
Строгое разграничение этих двух направлений не всегда возможно; с одной стороны, представители науки до последнего времени нередко подчиняли свое преподавание практическим целям; с другой стороны, преподаватели и воспитанники школ, преследующих практические цели, нередко становились в ряды научных деятелей и иногда достигали европейской известности.
Влияние европейской науки сказывается особенно сильно в тех отраслях востоковедения, которые преимущественно изучались в Западной Европе (семитические языки), тогда как самостоятельность русской школы более всего проявляется при изучении языков и быта стран, доступных русским ученым в большей степени, чем другим (Китай и Средняя Азия).
Практическое изучение восточных языков получило особенное развитие в царствование Екатерины II . В 1769 г. был открыт класс татарского языка при казанской гимназии; преподавателю Саиту Хальфину принадлежит "Азбука татарского языка", изданная в Москве в 1778 г. (первое на русском языке пособие для изучения восточного языка). По указу 1782 г. в народных училищах Колыванской области и Иркутской губернии должен был быть введен китайский язык, а в тех губерниях, которые "лежат к стороне татарской, персидской и бухарской" арабский. В 1789 г. в Омске была учреждена "азиатская школа", для приготовления переводчиков по татарскому, монгольскому и маньчжурскому языкам. После увеличения числа гимназий в XIX веке в тех из них, которые были расположены в губерниях с инородческим населением, было введено преподавание местных восточных языков, впоследствии вытесненных классической реформой. Более широкую программу имели восточные классы в казанской гимназии, где преподавались языки татарский, арабский, персидский, монгольский, китайский, армянский и маньчжурский. По уставу 1836 г., восточные классы были разделены на 3 разряда: арабско-персидский, турецко-татарско-персидский, монголо-турецко-татарский; ученики, занимавшиеся восточными языками, освобождались от языков греческого, славянского и немецкого, высшей математики, черчения и рисования. Преподавание восточных языков, за исключением татарского, было прекращено в гимназии в 1857 г. В настоящее время, за исключением училищ духовного ведомства, восточные языки преподаются только в очень немногих средних учебных заведениях (ташкентское реальное училище, ташкентская учительская семинария). О высших учебных заведениях для изучения восточных языков см. выше, Учебное дело, страница 396. Среди практических соображений, которыми определялось преподавание восточных языков в России, видное место занимают духовные потребности инородцев и забота о распространении среди них христианства. Во многих семинариях и духовных училищах преподавались (отчасти и теперь еще преподаются) местные восточные языки (особенно татарский); казанская духовная академия сделалась одним из главных рассадников востоковедения. В 1845 г. кафедры восточных языков при академии были разделены на два разряда, монголо-калмыцкий и турецко-татарский; уставом 1884 г. подтверждено деление на отделы татарской и монгольский. Православное палестинское общество своими изданиями оказывает важную услугу востоковедению. Для успехов востоковедения как науки, в XVIII веке было сделано очень мало. Две больших "академических экспедиции" в Азию имели целью производство естественно-исторических и этнографических исследований и принесли только косвенную пользу востоковедению. Результатом первой экспедиции были сочинения Г.Ф. Миллера ("Описание Сибирского Царства и всех происшедших в нем дел", Санкт-Петербург, 1750) и И.Э. Фишера ("Сибирская история", Санкт-Петербург, 1774); результатом второй "Собрание исторических известий о монгольских народностях", П.С. Палласа (на немецком языке, Санкт-Петербург, 1776 1802), который пользовался содействием знавшего монгольский язык Иериха.
Г.Ф. Миллеру принадлежит также лингвистический труд: "Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков, с приложением многочисленных слов на семи языках, как-то: на казанско-татарском, черемисском, чувашском, вотяцком, мордовском, пермском и зырянском", написанный в 1743 г. изданный в 1791 г. Связь академии с востоковедением поддерживалась только благодаря богатым собраниям рукописей и монет, из которых в 1818 г.
был образован Азиатский музей. Представленный Уваровым в 1810 г. проект азиатской академии не был утвержден, но в 1801 г. в число академиков был принят ориенталист X. Д. Френ , а по штатам 1830 г. восточные языки окончательно получили право гражданства в академии. В университетском преподавании восточные языки получили место по уставу 1804 г.; в университетах Московском, Казанском и Харьковском были учреждены кафедры восточных языков (арабского и персидского). В Московском университете эту кафедру занял А.В. Болдырев (1811 37, умер в 1843 г.), первый в России арабист, автор первой арабской грамматики на русском языке и первых хрестоматий арабской и персидской. Болдырев, подобно всем ориенталистам того времени, был учеником Сильвестра де-Саси. Более обширную программу получило преподавание восточных языков в Казани, где кафедра их в 1807 г. была занята знаменитым X. Д. Френом. В 1828 г. была учреждена кафедра турецко-татарского языка и замещена А.К. Казембеком , который, наряду с Сенковским , считается одним из главных основателей школы русских ориенталистов. Уставом 1835 г. восточное отделение в Казанском университете было разделено на 3 разряда: арабско-персидский, арабско-турецкий и монголо-санскритский; впоследствии к ним прибавились еще китайский и армянский. Были открыты кафедры языков монгольского (1833), китайского (1837), армянского (1839), санскритского (1842) и маньчжурского (1844). В Петербургском университете восточные языки преподавались уже со времени его основания. Уже в педагогический институт в 1817 г. были приглашены Деманж и Шармуа, ученики Сильвестра де-Саси; после преобразования института в университет Шармуа до 1822 г. и вторично в 1831 35 годах преподавал персидский язык, причем его адъюнктом был перс Мирза Джафар Топчибашев; они превосходно дополняли друг друга и поставили преподавание на должную высоту. Деманжа заменил О.И. Сенковский (1822 47), лекции которого оставили гораздо более прочные и благотворные следы, чем его публицистическая деятельность. Сенковский изучил арабский и турецкий языки самоучкой и впоследствии усовершенствовал свои познания посредством путешествия на Восток; своими лекциями он умел заинтересовать слушателей и положить начало целой школе ориенталистов, хотя среди последних не было ни одного выдающегося арабиста. По уставу 1835 г., были учреждены кафедры монгольского и турецкого языков; из них была замещена только вторая. В 1854 г. факультет восточных языков и его научные коллекции были переведены из Казани в Петербург (см.Восточный факультет). Факультет, кроме научных задач, отчасти преследует и практические, хотя и не в той степени, как прежде казанский, первым профессорам которого было предписано "ограничиться преподаванием языков арабского и персидского в том единственно отношении, в каком они могут быть полезны России по ее торговым и промышленным сношениям".
Во время пересмотра устава 1863 г. профессора В.В. Григорьев и К.А. Коссович подали записку о преобразовании факультета, с переименованием его в восточный, т. е. "передающий все знания относительно Востока, добываемые наукой, а не только языки его". Осуществление этой программы (предполагалось, между прочим, ввести изучение ассириологии и египтологии) подняло бы научное значение факультета и отодвинуло бы на задний план его практические задачи. Из исторических курсов теперь на факультете читается только истории Средней Азии; с 1868 по 1873 г. читалась история арийских народов (Г.В. Мельгунов), с 1880 по 1889 г. история Персии (арменист К.П. Патканов ); В.П. Васильев , С.М. Георгиевский и Д.М. Поздняев в разное время читали историю Китая. Курсы истории литературы (арабской, персидской, османской, китайской, еврейской, армянской и грузинской) читаются представителями лингвистических кафедр. Лекции по восточной нумизматике, читавшиеся профессором И.Н. Березиным (умер в 1896 г.) возобновлены в 1897 г., в качестве необязательного курса. С целью поднять научный характер преподавания востоковедения барон В.Р. Розен неоднократно указывал на необходимость учредить в других университетах кафедры восточных языков при историко-филологическом факультете (в качестве необязательного предмета), но в настоящее время только в Казани существует кафедра турецко-татарских языков, занятая Н.Ф. Катановым, который читает также арабский и персидский языки. Значительное влияние на развитие востоковедения в Р. оказали археологические общества, особенно Императорское русское археологическое общество; одно отделение его (восточное) специально занимается изучением восточных древностей. В "Трудах" Восточного отделения (с 1855 г.
) напечатан целый ряд ценных исследований не только по археологии, но и вообще по востоковедению. "Записки Восточного Отделения Археологического Общества", основанные в 1886 г. бароном В.Р. Розеном, служат теперь главным органом востоковедения в России. Среди изданий Императорской археологической комиссии также есть ценные труды по археологии и истории Востока.
При Императорском московском археологическом обществе существует восточная комиссия, издающая с 1889 г. свои труды, под заглавием: "Восточные Древности". Из провинциальных изданий статьи ориенталистов появляются в "Известиях Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском Университете" в "Ученых Записках" этого университета.С 1895 г. в Ташкенте существует "Туркестанской кружок любителей археологии", печатающий свои "Протоколы". Ценные для ориенталиста сведения, особенно по местному фольклору, мы находим также в изданиях статистических комитетов азиатских областей и особенно в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа" (издается управлением кавказского учебного округа с 1881 г.
). Работы Императорского русского географического общества и его отделов часто касались Востока; обществом изданы некоторые труды ориенталистов по этнографии (например труды профессора А.М. Позднеева) и даже некоторые восточные тексты (например таранчинские песни, собранные Н.Н. Пантусовым , Санкт-Петербург, 1890). Перечень важнейших русских трудов по различным отраслям востоковедения. Арабская словесность. Лучшая арабская грамматика на русском языке "Опыт грамматики арабского языка" (Санкт-Петербург, 1867), М.Т. Навроцкого ; лучшая хрестоматия "Арабская хрестоматия", В.Ф. Гиргаса и барона В.Р. Розена (Санкт-Петербург, 1875 76). Предмет специальных изысканий русских семитологов составляли арабские известия о русских, славянах и народах, населявших Россию: Frahn, "Ibn-Foszlans und anderer Araber Berichte uber die Russen alterer Zeit" (Санкт-Петербург, 1823); Д.А. Хвольсон , "Ибн-Даста, известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах" (Санкт-Петербург, 1869); А.Я. Гаркави , "Сказания мусульманских писателей о славянах и русских" (Санкт-Петербург, 1870; "Дополнения к ним", Санкт-Петербург, 1871); А.А. Куник и барон В.Р. Розен, "Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах" (Санкт-Петербург, 1878). Барон В.Г. Тизенгаузен собрал арабские известия о Золотой Орде ("Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды", т. I, Санкт-Петербург, 1884). В настоящее время А.А. Васильев в "Византийском Временнике" разбирает арабские источники по византийской истории; той же теме посвящены докторская диссертация барона В.Р. Розена ("Император Василий Болгаробойца", Санкт-Петербург, 1883) и его статья: "Арабские сказания о поражении Романа Диогена" ("Записки Восточного Отделения", т. I). Армянская словесность. Наиболее известные русские арменисты Н.О. Эмин (умер в 1890 г.), автор грамматики (Москва, 1846) и хрестоматии (Москва, 1849) древнеармянского языка и переводчик важнейших армянских историков; К.П. Патканов (умер в 1889 г.), хотевший своими трудами "наглядно доказать полезность армянских источников в деле изучения истории и литератур других народов". Его ученик Н.Я. Марр старается придать армяноведению характер самостоятельной науки. Буддизм. В этой области дали ценные труды русские санскритисты: И.П. Минаев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1887) и С.Ф. Ольденбург ("Буддийские легенды", Санкт-Петербург, 1894), синолог В.П. Васильев ("Буддизм", Санкт-Петербург, 1857 69) и монголист А.М. Позднеев ("Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии", Санкт-Петербург, 1887). Восточная нумизматика. Основателем школы русских нумизматов был академик X. Д. Френ, описавший богатую коллекцию Азиатского музея ("Recensio numorum Muhamedanorum acad. imp. sciennt. Petrop.", Санкт-Петербург, 1826) и специально занимавшийся исследованием золотоордынских монет. В той же области работали его ученик П.С. Савельев (умер в 1860 г.) и профессор В.В. Григорьев (умер в 1881 г.). Более новые труды: барон В.Г. Тизенгаузен, "Монеты восточного халифата" (Санкт-Петербург, 1873); А.К. Марков , "Инвентарный каталог мусульманских монет Императорского Эрмитажа", Санкт-Петербург, 1896). Можно еще указать на нумизматические статьи академика Б.А. Дорна (умер в 1881 г.). Грузинская словесность. Преподавание грузинского языка было поставлено на прочную почву Д.И. Чубиновым (умер в 1891 г.), автором грамматики, хрестоматии и словаря. Как наука, грузинология была создана академиком М.И. Броссе (умер в 1880 г.), нашедшим в Азиатском музее и других петербургских собраниях богатый материал для своих исследований. Египтология. Первым египтологом в России был И.А. Гульянов (умер в 1841 г.), противник ныне господствующей школы Масперо. Из современных русских египтологов известностью пользуются В.С. Голенищев , владеющий богатым собранием египетских древностей, и Б.А. Тураев (магистерская диссертация "Бог Тот", Лейпциг, 1898); последний читает лекции по египтологии в Санкт-Петербургском университете. Коптской литературой занимаются О.Э. Лемм (пишущий на немецком языке), а для богословских целей В.В. Болотов , А.В. Розов , архимандрит Палладий (не синолог). Несмотря на близость мусульманского востока к России, нет ни одного русского труда по истории ислама или его догматам, который представлял бы шаг вперед в науке, за исключением трудов по учению бабидов (А.К. Казембек, барон В.Р. Розен, А.Г. Туманский). История Востока. Русские синологи (отец Иакинф Бичурин , В.П. Васильев, отец Палладий Кефаров , П.С. Попов ) принимали участие в переводе и разработке китайских источников по истории Средней Азии. И. Бичурину принадлежит также "Историческое обозрение ойратов или калмыков" (Санкт-Петербург, 1834). По истории Китая существует только магистерская диссертация С.М. Георгиевского, "Первый период китайской истории" (Санкт-Петербург, 1885); по отзыву компетентного рецензента, здесь "древняя китайская история изложена с большей полнотой содержания, нежели во всех других написанных на европейских языках историях Китая". Многочисленные статьи В.В. Григорьева по истории Восточной Европы и Средней Азии большей частью не отличаются строгой научностью. Большими достоинствами отличаются статьи П.И. Лерха ("Археологическая поездка в Туркестанский край", Санкт-Петербург, 1870; статьи в "Энциклопедии Словесности" И.Н. Березина; "Khiva oder Kharezm", Санкт-Петербург, 1873) и в особенности классической труд В.В. Вельяминова-Зернова : "Исследование о Касимовских царях и царевичах" ("Труды Восточного Отделения", ч. IX XI). Н.И. Веселовский издал некоторые важные исторические источники ("Посольство к зюнгарскому хун-тайчжи Цэван-Рабтану капитана от артиллерии И. Унковского", в "Записках Императорского Русского Общества по отделению Этнографии", т.
IX; "Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией", в "Трудах Восточного Отделения", части XX XXII). И.Н. Березин издал и перевел, с подробными примечаниями, часть одного из важнейших персидских исторических сочинений "Сборника Летописей" Рашид-ад-дина ("Труды Восточного Отделения", ч. V, VII, XIII, XV). Докторская диссертация Березина: "Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева" (Санкт-Петербург, 1863). Лучшая монография по истории Средней Азии принадлежит В.А. Жуковскому ("Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва", Санкт-Петербург, 1894). История Грузии разработана академиком М.И. Броссе, на французском языке. Кавказские наречия (кроме армянского и грузинского) составляли предмет специальных изысканий академика А.А. Шифнера (умер в 1879 г.) и барона П.К. Услара (умер в 1875 г.). Китайская словесность. Труды русских синологов (отца И. Бичурина, В.П. Васильева, Д.А. Пещурова и других; ср. также "Китайско-русский словарь" архимандрита Палладия и П.
С. Попова, Санкт-Петербург, 1889) преимущественно имели целью потребности преподавания или исследования, по китайским источникам, истории Средней Азии. Труды французских синологов (Абель-Ремюза и Потье) имели влияние на преподавание китайского языка и истории в России, но синологов, дополнивших свое научное образование в западно-европейских университетах, у нас до сих пор не было, что не могло не отразиться на успехах науки.Маньчжурская словесность: грамматики и словари В.П. Васильева и И.И. Захарова (умер в 1884 г.) и хрестоматии А.О. Ивановского . Монгольская словесность. Выдающимся знатоком и горячим любителем монгольской словесности в начале нашего века был А.В. Игумнов (умер в 1834 г.); его ученик О.М. Ковалевский (умер в 1878 г.), первый в России профессор монгольского языка, составил монументальный "Монголо-русско-французский словарь" (Казань, 1844 49).
Труды Ковалевского вытеснили труды первого научного исследователя монгольского языка, академика Я.И. Шмидта (умер в 1847 г.), автора первой монгольской грамматики ("Grammatik der mongolischen Sprache", Санкт-Петербург, 1831), издателя поэмы Гэсэр-хан и исторического сочинения Санау-сэцэна. Со Шмидтом полемизировал Доржи Банзаров (умер в 1855 г.), бурят по происхождению, автор нескольких ценных статей.
Лучшая "грамматика монголо-калмыцкого языка" принадлежит А.А. Бобровникову (умер в 1865 г.), преподавателю Казанской духовной академии. А.В. Попов (умер в 1865 г.) издал монгольскую хрестоматию (Казань, 1836) и калмыцкую грамматику (Казань, 1847). Из изданий профессора К.Ф. Голстунского (умер в 1899 г.) наибольшее значение имеют "Монголо-ойратские законы 1640 г.
" (Санкт-Петербург, 1880). Профессору А.М. Позднееву Санкт-Петербугский университет обязан приобретением богатого собрания монгольских рукописных и печатных сочинений. Персидская словесность. Академик Б.А. Дорн писал (на немецком языке) о наречиях и истории прикаспийских областей. К.Г. Залеман и В.А. Жуковский обработали персидскую грамматику для "Porta linguarum orientalium" ("Persische Grammatik", Берлин, 1889); в 1890 г.
она издана и на русском языке. Докторская диссертация В.А. Жуковского: "Материалы для изучения персидских наречий" (Санкт-Петербург, 1888) обратила на себя внимание европейских иранистов. Санскритская словесность. Еще в XVIII веке Г.С. Лебедев (по профессии музыкант) двенадцать лет (1785 97) провел в Индии, выучился санскритскому языку и индийским наречиям, в 1801 г. издал на английском языке грамматику этих наречий, после возвращения в Россию завел в Петербурге типографию с индийскими шрифтами и с 1805 г. издал "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брамгенов". Первым профессором санскритского языка был П.Я. Петров (умер в 1875 г.), в Казани и Москве. Из крупных трудов по санскритской филологии на русском языке можно привести только докторскую диссертацию И.П. Минаева (умер в 1890 г.): "Очерк фонетики и морфология языка Пали" (Санкт-Петербург, 1872), переведенную на французский и английский языки. Академиком О. Бетлингком издан наиболее полный словарь санскритского языка (Санкт-Петербург, 1853 75; в меньшем объеме, Санкт-Петербург, 1879 89), а также драма Калидасы "Урваси" (1846).Семитологи (кроме арабского языка). При преподавании еврейского языка до сих пор употребляется хрестоматия, составленная санскритистом К.А. Коссовичем (Санкт-Петербург, 1875). Наиболее крупные научные труды: "Сборник еврейских надписей" Д.А. Хвольсона (Санкт-Петербург, 1884), и магистерская диссертация П.Н. Коковцева "К истории средневековой еврейской филологии.
I. Книга сравнения еврейского языка с арабским Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна" (Санкт-Петербург, 1893). Единственным ассириологом в России является М.В. Никольский , редактор "Восточных древностей" и автор классического труда: "Клинообразные надписи Закавказья" (Москва, 1896).Благодаря ему в Москве имеется единственный в России клинообразный шрифт. Турецко-татарская словесность. "Грамматика турецко-татарского языка", Казембека (Казань, 1849), в настоящее время устарела, но еще не заменена другой ни у нас, ни в Западной Европе. Труд академика О. Бетлинга (санскритиста): "Ueber die Sprache der Jakuten" (Санкт-Петербург, 1851) считается образцом лингвистического исследования.
Лучший знаток турецких наречий в настоящее время академик В.В. Радлов, автор исследования "Phonetik der nordlichen Turksprachen" (Лейпциг, 1882), издатель семи томов турецких текстов ("Образцы народной литературы тюркских племен"; первые 6 томов вышли также в немецком переводе); в настоящее время им издается (на русском и немецком языках) "Опыт словаря тюркских наречий" (с 1888 г.
). Менее полон "Сравнительный словарь турецко-татарских наречий", Л.З. Будагова (Санкт-Петербург, 1869 71). Труды по отдельным наречиям: Л. Будагов, "Практическое руководство турецко-татарского адербиджанского наречия" (Москва, 1857); В.В. Вельяминов-Зернов, "Словарь джагатайско-турецкий" (Санкт-Петербург, 1868); "Грамматика алтайского языка" (Казань, 1869; авторы Н.И. Ильминский и отец Макарий); В. Вербицкий , "Словарь Алтайского и Аладагского наречий тюркского языка" (Казань, 1884); И.М. Мелиоранский , "Краткая грамматика казак-киргизского языка" (Санкт-Петербург, 1894 97). Финские языки до сих пор мало изучались в России, за исключением Финляндии, где основание их изучению было положено Кастреном (умер в 1852 г.
); главные труды Кастрена были изданы после его смерти академиком А.А. Шифнером. Существует несколько русских трудов по наречиям уральских финнов (См. Зыряне и Пермяки). Главные источники: П. Савельев, "Восточные литературы и русские ориенталисты" ("Русский Вестник", 1856); Н. Веселовский, "Сведения об официальном преподавании восточных языков в России" ("Труды 3-го международного съезда ориенталистов", т. I, Санкт-Петербург, 1879 80); барон В. Тизенгаузен, "Обзор современных в России трудов по восточной нумизматике" (там же); "Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского санкт-петербургского университета" (Санкт-Петербург, 1896 98). В. Бартольд. .