Исторический словарь - шеллер александр константинович (а. михайлов)
Шеллер александр константинович (а. михайлов)
С 1877 г. Ш. принял на себя редактирование журнала "Живописное Обозрение", а с 1893 г. и газеты "Сын Отечества", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в "Русском Богатстве", "Северном Вестнике", он печатал ряд своих новых беллетристических произведений ("Непрошеный гость", 1883; "Молотом и золотом", 1884; "Победители", 1889; "Ртищев", 1890; "Загубленная жизнь", 1891; "Конец Бирюковской дачи", 1893 и др.
), не оставляя также занятий и общественными вопросами ("Революционный анабаптизм", "Икария", "Смутное время анабаптизма", "Русская Мысль", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание Ш. в 15 томах (в это собрание не вошли статьи Ш. об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся почти 35 лет, окончательно надорвала силы Ш. С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий, сведший Ш. в могилу 21 ноября 1900 г. Обращаясь к оценке литературной деятельности Ш., приходится останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в "Современнике" и "Деле". В этих романах выразился весь Ш., со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же крупными недостатками: с одной стороны, писатель обнаруживает несомненный талант, далеко не заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден в нем был хороший представитель идеализма 60-х годов; с другой стороны, невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету.Молодежь зачитывалась повестями и романами Ш. и в то время, когда они печатались в журналах и когда они выходили отдельными изданиями; Ш. популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ.
Тем не менее даже критика одного лагеря с Ш. находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то "сентиментальное прекраснодушие, творившее по раз установленным шаблонам". А.М. Скабичевский указал, что в романах Ш. постоянно встречаются некоторые определенные типы: "герой и героиня романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и физических; злодей романа высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и насупленными бровями; помещик практик с большими связями, консерватор и деспот, который разлучает влюбленных друг в друга дворовых, вгоняет в гроб жену и чуть не засекает розгами героя романа; злодейка романа бабушка или тетушка, с княжеским гербом на карете, занятая вечно своей родословной, бредящая светскими приличиями и презирающая чернь; петербургская кумушка, светский шалопай и т. д.". Шаблон, встречающийся в произведениях Ш., можно объяснить влиянием идей 60-х годов, а отчасти влиянием английских романов Диккенса и Теккерея. Публицистическая тенденция романов и повестей Ш.одна из главнейших причин, по которым этого писателя уже начинают забывать; однако нельзя не сказать, что идеализм Ш., его нравственная чистота, его стремления к общественному прогрессу не могут не вызывать сочувствия и в наше время. Что касается социологических очерков Ш., то их можно считать хорошей популяризацией данных европейской науки.
См. Фаресов "Александр Константинович Ш.-Михайлов" (Санкт-Петербург, 1901); Скабичевский "Сочинения" (том I); его же "История новой русской литературы"; "Литературный Вестник", 1901, № 2 и 8; 1902, № 7 (статьи Городецкого , Бахтина, Дилакторского и Альбицкого). А. Б-ин. .