Исторический словарь - синай гора
Синай гора
В других местах приводятся откровения и постановления, которые Бог дал Моисею не на горе, а в Синайской пустыне в поставленной Моисеем скинии вне стана, о которой говорится в Исх. 33:7 и дал ; см. Исх. 34:34 и дал.; Лев. 1:1; Чис. 1:1; 3:14; 9:1 В Синайской пустыне, прежде чем принять скрижали Завета, Моисей принес жертву Завета, которою он посвящал народ Господу и обязывал исполнять Закон (Исх.
24) Он поставил у подошвы горы жертвенник и двенадцать камней, по числу колен израилевых. Израильские юноши закололи тельцов и принесли жертвы всесожжения и мирные жертвы; взяв половину крови, Моисей окропил жертвенник. Затем он прочел книгу Завета народу, который обещал исполнять написанное в ней. После этого остальной кровью Моисей окропил народ, говоря: «вот кровь Завета, который Господь заключил с нами» Исх. 24:3 и дал.). В Евр. 9:19 и дал. сказано, что он и самую книгу окропил кровью. В Синайской пустыне израильтяне праздновали во второй раз праздник Пасхи, через год после первой Пасхи в Египте (Чис. 9:1 и дал.). В Гал. 4:24 и дал. Павел сопоставляет гору Синай, рождающую в рабство, — прообразом чего служила Агарь (слово Агарь, по-арабски Хаджар, означает скала) и вышний Иерусалим, прообразом которого служила Сарра: сын ее получил наследие, тогда как сын Агари был изгнан. Таким же образом в Евр. 12:18 и дал. сравнивается страшная гора Синай с дивною горою Сионом. О местоположении библейского Синая существует довольно полное единогласие в том, что его надо искать где-нибудь в цепи высоких горных вершин, называемых арабами «Дже-бель-ель-Тур» или «Тур Сина». Этот ряд вершин на подобие громадной кафедры возвышается из середины гранитных гор, в южной части Синайского полуострова, между двумя заливами Красного моря. Вся эта горная цепь состоит из трех параллельных гребней, тянущихся в направлении с северо-запада на юго-восток. Самый западный из них, между Вади Талах на западе и Вади Ледиа на востоке, называется Джебель-ель-Хамр; его южная вершина называется Екатерининской горою. Средний гребень, собственно Синай, между Вади-Ледиа на западе и Вади-Шаиб на востоке, имеет две значительные вершины; северная называется Рас Сафсафе и достигает 2000 метров высоты, а южная Джебель Муза (гора Моисея), достигает в вышину почти 2250 метров. В долине, к западу от этой горы, находится старинный монастырь ель-Арбани», т.е. сорок, в память 40 мучеников, умерщвленных здесь арабами. Восточный гребень между Вади-Шаиб или Иофоровой долиной на западе и Вади Севане на востоке имеет несколько вершин: Джебель-ель-Деир на севере; дальше к югу — Джебель Арибех более 2000 метров высоты, и самая южная вершина у плоскогорья Себане Менаджа — 1800 метров. Между двумя последними горами на склоне спускающемся к Иофоровой долине, расположен знаменитый, населенный десятками греческих монахов, Синайский или Екатерининский монастырь. основанный в 527 г. после Р.Хр. В этом монастыре в 1859 году Тишендорф нашел одну из древнейших рукописей Библии, так называемый «Синайский Кодекс». В монастырской церкви есть часовня, на месте которой, как говорят, находился горящий куст, из которого Бог говорил Моисею. На паперти находится, так называемый, колодец Моисея, из которого Моисей поил овец Иофора. Далее, к югу показывают пещеру Илии (3Цар. 19:9). На северном краю Иофоровой долины, находится небольшая возвышенность, так называемый Ааронов холм, где. по преданию, стоял золотой телец. Итак, вся эта местность полна священными воспоминаниями. Хотя почти все согласны с тем, что средний из вышеупомянутых гребней и есть подлинный Хорив, но все-таки неизвестно, которая из его вершин является той горой, куда нисходил Иегова: северная — Сафсафе или южная — Муза. У подножия Сафсафе простирается обширная равнина «Вади-ель-Раха» длиною в 2.5 км. и шириною в 1 км. У подножия горы Муза также расположено обширное плоскогорие «Вади-ель-Себаие», приблизительно в 4 км. длины от востока на запад и 4.5-6 км. ширины. Древнее предание называет гору Муза подлинной Синайской горой; в таком случае равнина Себаие и является тою Синайской пустыней, в которой находился стан Израиля. Другие же считают Синайской горой северную вершину Сафсафе; тогда Синайской пустыней является обширная равнина Раха. Некоторые же за Синайскую гору принимают гору Сербал, находящуюся на северо-западе от Джебель-Тур. которая хотя и не так высока, как Дже-бель-Муза (2045 метр.), но, кажется, значительно выше последней. У подошвы Сербала однако же нет такого места, которое бы соответствовало указаниям Библии о расположении Синайской пустыни по отношению к Синайской горе. Окрестности Сербала также не имеют такого количества пастбищ, которое было нужно для больших стад многочисленного кочевого народа в течение целого года. Равнина же Раха и примыкающая к ней долина Вади-ель-Деир, вполне соответствуют библейскому описанию, а их расположение по отношению к крутому, почти отвесно возвышающемуся, величественному Сафсафе, делает вполне вероятным, что именно здесь находится «Синайская пустыня» и «Синайская гора». Громадные голые скалы на вершине этой горы в течение нескольких месяцев бывают покрыты снегом, в то время, как в долинах цветут благоухающие растения, зеленеют обильные пастбища и шумят потоки. (Срав. Исх. 32:20; Втор. 9:21). Может быть, обе вершины, Сафсафе и Муза, заключаются в названии Синай, но вершина Муза особенно имеется ввиду, например, во Исх. 19:17, где говорится, что Моисей вывел народ из стана (из равнины Раха) и стали (на равнине Себане) у подножия горы (Джебель-Муза). Уже в первых столетиях нашего летосчисления началось паломничество к «Божией горе Хориву» и Синайские пустыни стали прибежищем для множества отшельников и монахов. В Вади Фейран, при подошве Сербала, вырос город того же имени, от которого еще и доныне сохранились значительные развалины. Таким образом, эти пустынные долины стали возделываться и оживились, благодаря поселенцам и приезжающим туда толпам паломников.Происхождение так называемых «синайских надписей», которые в огромном числе высечены язычниками и христианами на скалах в разных местах вокруг Синая, относится к ближайшим столетиям до и после Р.Хр. Особенно много их находится в долине Вади-Мукаттаб (т.е. исписанная долина), получившей свое название от этих надписей, которая на северо-западе сливается с Вади-Фейран.
Эти надписи, большею частью, состоят из кратких изречений, а иногда только из имен с изображением креста. .