Исторический словарь - спекторский евгений васильевич
Спекторский евгений васильевич
В 1910 получил степень магистра права от Юрьевского университета. В 1913 избран профессором по кафедре энциклопедии и истории философии права юридического факультета Киевского университета Св.Владимира. Преподавал на Высших женских курсах, являлся председателем Киевского философского общества. В 1917 в Московском университете получил степень доктора государственного права.
С 1918 декан юридического факультета, а спустя непродолжительное время ректор Киевского университета. В 1919 генерал Деникин назначил С. попечителем Киевского учебного округа, а затем товарищем главноуправляющего народного просвещения. Однако С. не удалось вступить в должность. Спасаясь от большевиков, он уехал в Одессу, откуда в начале 1920 эмигрировал в Югославию. С 1920 профессор Белградского университета. В 1924-27 профессор и декан Русского юридического факультета в Праге, основанного П.Новгородцевым. В течение одного семестра С. преподавал также в чешском Карловом университете. Затем вернулся в Белградский университет. В 1930 был избран ординарным профессором университета в Любляне (Югославия), где и преподавал до 1945.С. являлся почетным членом Общества русских ученых в Югославии, Русской академической группы в Праге и Общества галлиполийцев в Белграде. Был избран членом-корреспондентом Сербской Академии наук в Белграде и Славянского института в Праге. Председательствовал на 2-ми 3-м съездах Русских академических организаций, проходивших в Праге (1922) и Белграде (1928).
Избран первым председателем основанного в Белграде Русского научного института. С 1930 по 1945 С. занимал пост председателя национально-просветительской организации «Русская Матица» и Словенского общества философии права и социологии в Любляне. В 1945 С. был вынужден покинуть Югославию, занятую советскими войсками. Ему пришлось оставить все имущество, в том числе готовые к печати рукописи: «Введение в социологию», «Воспоминания» (судьба которых до сих пор не известна), а также ежедневную политическую запись, которую он вел в продолжение 15 лет.С. с женой пешком перебрался в Италию, где провел два года в девяти лагерях, несколько раз подвергаясь опасности репатриации. В 1947 он был приглашен в Нью-Йорк для участия в создании Свято-Владимирской православной Духовной академии, профессором которой и состоял до своей смерти. С 1948 председатель сформировавшейся Русской академической группы в США. С первых же месяцев существования группы были начаты лекции на русском и английском языках в Американской Академии наук. Собирались материалы для издания научного периодического сборника, а также персональные сведения о деятельности русских ученых за рубежом, в чем непосредственно участвовал С. Он предоставил в распоряжение группы свои неопубликованные статьи, которые долгое время являлись одним из главных источников для издания «Записок Русской академической группы в США». С. преподавал русскую историю и литературу на вечерних курсах для русской молодежи. Возглавлял Русскую секцию Ассоциации американских" и иностранных ученых. Для ранних философских взглядов С. характерно увлечение немецким идеализмом, от которого он вскоре перешел к философскому релятивизму. Итогом эволюции взглядов С. было принятие им христианского идеализма, который лег в основу его философских построений. Однако увлечение релятивизмом наложило отпечаток на все последующее творчество С. Профессионально занимаясь богословием, он предпочитал христианской догматике религиозную философию в форме христианского идеализма. При этом он отделял веру от церковности и не связывал себя принадлежностью к определенной конфессии: «Христианство мы понимаем шире отдельных вероисповеданий и отдельных церквей». В христианстве С. более всего привлекает его «прикладное» значение. В своей книге «Христианство и культура» (1925) он исследует разнообразные проявления культурного творчества и показывает их христианскую основу, т.к. «настоящая идеология всякой культуры всегда религиозна». По мнению В.Зеньковского, С. «больше, чем кому бы то ни было из русских светских мыслителей, удалось сделать для богословия культуры». Ценность его работ заключается прежде всего в том, что он «убедительно показывает, что... все крупные проблемы жизни неразрешимы без Христа». По своим политическим взглядам С. был «горячий поборник правового государства с подлинными демократическими гарантиями законности и личной свободы».
С. являлся автором многочисленных учебников по энциклопедии права, по истории философии права, государственному праву. Скончался от кровоизлияния в мозг, причиненного случайным падением. .