Исторический словарь - сувчинский петр петрович
Сувчинский петр петрович
Мейерхольдом, С.Дягилевым, А.Ремизовым, встречался с А.Блоком. В 1915-17 вместе с А.Римским-Корсаковым издавал в Петербурге журнал «Музыкальный современник» (с приложением), в котором пропагандировались новаторские течения в русской и европейской музыке. На вечерах современной музыки, проводимых журналом, исполнялись новые сочинения С.
Прокофьева, И.Стравинского, Н.Мясковского (с ними С. был связан многолетней дружбой). Для Мясковского С. написал либретто оперы «Идиот» по Достоевскому (не осуществлена композитором), для Прокофьева (который посвятил С. свою Пятую сонату для фортепиано) вариант текста «Кантаты о Ленине» (впоследствии «Кантата к XX-летию Октября»). Совместно с Б. Асафьевым С. в 1917-18 издавал в Петербурге сборники «Melos». В 1920 эмигрировал, поселился сначала в Берлине, затем в Париже. В 1921 основал в Софии вместе с П. Савицким, Г.флоровским и Н.Трубецким культурное движение «Евразия», идейные положения которого были изложены ими в сборнике «Исход к Востоку» (София, 1921). Центральный тезис: «Россия «третий континент» между Европой и Азией (Евразия) в новых, пореволюционных условиях призвана обновить культурный мир Запада, размывая политически большевизм неизбежным возвращением русского народа к православным ценностям. В евразийских организациях, весьма разветвленных, идеологом которых с 1923 стал Л.Карсавин (С. был женат на одной из дочерей Карсавина), сменивший в этой роли Флоровского, С. выполнял функции координатора. Кружки евразийцев, не без участия С., распространились по всей Европе, они были в Харбине, в США. Вместе с Савицким С, проводил конгрессы «Евразии» в Праге и Лондоне. С начала 30-х, когда обнаружились связи некоторых евразийцев (главным образом, «младороссов»; типичный их представитель муж М.Цветаевой, С.Эфрон) с советскими органами безопасности, «Евразия» стала клониться к закату и в конце 30-х прекратила существование.С. отошел от нее одним из последних. В 20-е в евразийских изданиях (София, Париж, Берлин) С. опубликовал историософские очерки о России, статьи о Н.Федорове, В.Розанове, А.Блоке и др. В 30-е для С. эмиграция на некоторое время стала мостом (во многом иллюзорным) между новой русской зарубежной и советской культурами. Он переписывался с Горьким, пытался установить контакты с Б.Пастернаком, которого высоко ценил, встречался с приезжавшими тогда на Запад В.Мейерхольдом, И.Бабелем, И.Эренбургом. Четко обозначился и круг единомышленников С. в предвоенные годы: кроме Л.Карсавина и некоторых бывших евразийцев, это прежде всего А.Ремизов, которого С. проводил до могилы (в архиве С. сохранилось несколько десятков книг с дарственными Ремизова, письма): С.Прокофьев, М.Цветаева до их возвращения в СССР; И.Стравинский, знакомство с которым переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Философские изыскания С. в области музыкального времени были использованы Стравинским в его лекциях «Музыкальная поэтика», изданных в 1942, Стравинский говорил, что С.
«единственный русский», который олицетворяет для него Россию. В то же время происходило сближение С. с художественными кругами Франции, которое стало особенно тесным после войны, когда театральный деятель А. Арто пригласил С. в качестве консультанта постановок пьес русских авторов, На этой же почве происходило сотрудничество с актером и режиссером Ж.-Л.Барро, поддержавшим С. в его просветительском начинании проведении концертов, на которых французской публике, как некогда в Петербурге, демонстрировались новые сочинения композиторов-»авангардистов» (П.Булеза, К.Штокгаузена, Л.Ноно и др.). Так, в 1953 возникли просуществовавшие более 10 лет концерты «Domain Musical», во главе которых, кроме С.
и Ж.-Л.Барро, стояли П.Булез и Г.Шерхен. Последние десятилетия жизни С. отдал поиску, с целью показа широкой публике, музыки молодых талантливых композиторов, в том числе из России (исполнялись сочинения А.Волконского, Э.Денисова). В эти же годы С. создал капитальный труд «Век русской музыки» (на франц. яз., издан частично), опубликовал статьи о русской музыке и литературе. В конце жизни вел активную переписку с деятелями культуры в России (среди них Б.Пастернак, М.Юдина), Давал частные уроки игры на фортепиано, в том числе известным пианистам Г.Анда, Н.Анрио-Швейцер. .